Разрез вместо шахты

Один из основных пластов буроугольного Шкотовского месторождения, расположенного в одноименном районе, имеет необычное залегание. Он выходит близко к поверхности земли на вершине сопки, а потом резко падает под острым углом на глубину. Когда-то здесь находилась шахта имени Артема. Горняки поднимали в больших объемах на-гора топливо, которое после обогащения направлялось для коммунальной и большой энергетики – на Артемовскую ТЭЦ, его с удовольствием покупало и местное население. Добыча велась подземным способом и при советской власти дотировалась. Частному бизнесу после перестройки стало невыгодно эксплуатировать шахту, и в 1995 году ее закрыли. Однако бросать богатейшее месторождение было жалко и нерационально.

12 май 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1749 от 12 май 2005

Уголь брошенного месторождения

Один из основных пластов буроугольного Шкотовского месторождения, расположенного в одноименном районе, имеет необычное залегание. Он выходит близко к поверхности земли на вершине сопки, а потом резко падает под острым углом на глубину. Когда-то здесь находилась шахта имени Артема. Горняки поднимали в больших объемах на-гора топливо, которое после обогащения  направлялось для коммунальной и большой энергетики – на Артемовскую ТЭЦ, его с удовольствием покупало и местное население. Добыча велась подземным способом и при советской власти дотировалась.  Частному бизнесу после перестройки стало невыгодно эксплуатировать шахту, и в 1995 году ее закрыли. Однако бросать богатейшее месторождение было жалко и нерационально.

Восстановить добычу ровно год назад рискнуло ООО «Приморская транспортная компания» (генеральный директор Игорь Петин). И не прогадало. Уголь  берут открытым способом. Предприятие работает на грани рентабельности. На самой вершине сопки вырыт котлован. Если кто бывал на Ярославском ГОКе, то он может сравнить его с карьером, где извлекают плавиковый шпат. Объемы вскрыши достаточно высоки – на каждую тонну топлива приходится 9 кубометров грунта. И если бы не эффективная организация горных работ, использование современных технологий и техники, то добыча была бы убыточной.

- Проектная калорийность Шкотовского месторождения составляет 2903 килокалории с малой зольностью и влажностью, - рассказывает журналистам «В» начальник участка «Север-3» Андрей Кондратьев. - Для сравнения: на разрезе «Лучегорский-2» Бикинского месторождения, снабжающем топливом Приморскую ГРЭС, калорийность достигает 2150. То есть из бурых углей Приморья это самое качественное. Поэтому и построили на этом месте шахту, однако из-за сложных горнотехнических условий и дорогостоящих подземных работ производство свернули. В настоящее время работы ведутся по договору подряда, заказчиком является компания «Примтехтранс».

На разрезе используется только автотранспортная вскрыша и добыча. Мощные экскаваторы отечественного производства днем и ночью выбирают грунт, освобождая пласт толщиной 8,8 метра. Непосредственно на добыче задействованы небольшие, но эффективные японские экскаваторы «Хитачи». Автомобильный парк представлен в основном самосвалами «БелАЗ» грузоподъемностью 27 тонн. Плюс к этому японские и американские бульдозеры. Производственный цикл непрерывен – без выходных и праздников.

В зимний период на-гора поднимают до 24 тысяч тонн в месяц. В теплое время года упор делается на вскрышные работы, поэтому объем добычи сокращается до 7-10 тысяч тонн угля.

Когда компания только разворачивала на сопке свое производство, были сомнения в наличии потребителей. Однако реальность превзошла все ожидания. «Раскусив» этот уголек, соотношение его цены и качества, потребители выстроились в очередь. Главным покупателем стало предприятие тепловых сетей Уссурийска. Берут его для муниципальных котельных Владивостока и Большого Камня,  также жители частного сектора Артема и Шкотовского района.

За год с небольшим на разрезе образовался компактный и высокопрофессиональный коллектив, в зависимости от требуемых задач тут трудятся от 100 до 110 человек. Зарплата по основным категориям колеблется от 14 до 18 тысяч рублей в месяц при выполнении плановых заданий, а средняя заработная плата по участку составляет 9 тысяч. Большая нагрузка ложится на водителей, машинистов экскаваторов, бульдозеристов, слесарей по ремонту техники. Инженерно-технический персонал минимальный – горные мастера, линейные механики, собственно инженеры. Однако некоторые владеют двумя-тремя специальностями, вплоть до геологоразведки. В основном это жители близлежащих городов и поселков, хотя вахтовым методом приезжают из Ярославки, Новошахтинского. Многие в прошлом трудились на шахтах и разрезах «Приморскугля». Горный мастер Юрий Котенко и экскаваторщик Петр Гуськов, как и многие другие, имеют горный стаж свыше 30 лет.  Сам Андрей Кондратьев после окончания Читинского политехнического института с 1981 года  в Приморье на разрезах Новошахтинского и «Северной депрессии».

Особо стоит отметить значимость предприятия для Шкотовского района. Муниципальное образование обделено промышленным потенциалом, а «Север-3» исправно платит миллионные налоги в местный бюджет и внебюджетные фонды.

По мнению специалистов, работать здесь можно до середины следующего лета. Уже сейчас выбираются крутопадающие части пласта. Затем грунт с внутренних отвалов  вернут в котлован, проведут рекультивацию и создадут небольшой водоем. А сам мобильный коллектив отправится разрабатывать открытым способом новый угольный участок.

Автор: Отдел спецпроектов и фотоинформации, «Владивостосток»