Одичаем

Своим мнением по поводу строительства нефтепорта на берегу Амурского залива в бухте Перевозной делится Валентин Васильевич СЕРГИЕНКО - капитан дальнего плавания.

6 май 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1747 от 6 май 2005

 на радость леопардам... и соседям

Своим мнением по поводу строительства нефтепорта на берегу Амурского залива в бухте Перевозной делится Валентин Васильевич СЕРГИЕНКО - капитан дальнего плавания.

Мне, профессиональному моряку с 27-летним капитанским стажем, повидавшему свет, непонятно, почему демонстрируется такое камлание доморощенных экологов над этим проектом, напоминающее причитание старой девы у кровати роженицы, что, мол,  это  очень опасно и больно, да  и дальше сплошной кошмар - растить дитя...

Что движет ими? Забота о 40 леопардах? Или это чей-то заказ?

А ведь речь идет об очень важном для государства проекте, тем более – для Приморья. Я думаю, будет непоправимой бедой послушаться этих радетелей о леопардах.

Я поддерживаю идею проекта. Ибо ясно: когда весь лес выпилят, то и леопардам будет бегать негде, да и китайцы съедят их к тому времени. Ясно и то, что если мы упустим такой шанс, то действительно Приморье одичает. Многие в России и за рубежом очень хотят этого, а китайцы - особенно. Им надо, чтобы русские постепенно были вытеснены из этого уникального региона. Да, наши предки были не столь образованны, но очень мудры и руководствовались здравым смыслом, когда укрепляли и развивали Приморье.

А вот у экологов, видимо, со здравым смыслом не все в порядке.

И ведь что возмущает: они же вводят общественность в заблуждение, попросту лгут, уверяя, что в Амурском заливе было много кораблекрушений (случилось одно в царское время, когда не было локаторов и центра управления движением судов - выскочил в тумане военный корабль на мыс Брюса). И что это обязательно произойдет с танкерами, а посему, мол, погибнут биоресурсы. Копеечные здесь биоресурсы, господа экологи! В советское время они что-то давали благодаря государственному финансированию, но сейчас все в развале.

Хабаровский губернатор В. Ишаев не боится тянуть на себя одеяло, он понимает, что даст нефтяная труба его краю. А ведь это уникальнейший район, не в пример Приморью хотя бы потому, что именно там и по сахалинскому побережью идет основной нерест лососевых и сельдевых на Дальнем Востоке. Я жил в тех местах и с детства это знаю.

Что же экологи не бьют тревогу по поводу постоянных утечек топлива с нефтебазы на Первой Речке, двух нефтебаз у входа в Золотой Рог, нефтебазы в бухте Улисс, где оборудование установлено в первой половине прошлого века? «Благодаря» им акватория Золотого Рога и часть Амурского залива, прилегающая к первореченской нефтебазе, постоянно покрыты устойчивой нефтяной пленкой. А по поводу того, что терминал якобы уничтожит зоны отдыха в районе Перевозной, так нет там ни пляжей, ни отелей, и отдыхать туда ездят дикарями, после чего горят лес и прибрежный кустарник.

Вот уже и иностранцы тревожатся по поводу неразумности нашего государства, желающего привлечь инвестиции и наконец-то начать возрождать умирающее Приморье. На кого вы работаете, экологи, живя в Приморье, где уже не осталось никакой промышленности, кроме криминального автомобильного бизнеса да хищнической вырубки кедра и ясеня?

Почему-то японцы, живя в сейсмоопасном регионе, можно сказать, на вулкане, не побоялись и построили много атомных электростанций и нефтеперегонных заводов в каждой бухте, и там же у них морские фермы по выращиванию морепродуктов. В Токийском заливе, куда заходят супертанкеры и газовозы, установлено несколько монобуев для слива нефти, и проживают в том районе 15 миллионов человек. В порту Нагоя посередине залива построен нефтяной терминал для супертанкеров, а все побережье усеяно огромным количеством нефтяных и газовых цистерн. И ничего, живут японцы и не комплексуют. И так у них в каждом крупном порту. А 30 лет назад в них невозможно было стоять, даже на рейдах, из-за вони, исходящей от морской воды, которая имела коричневый цвет. Это было близко к катастрофе. А сейчас в каждой бухте рыба водится, и прекрасные пляжи рядом с нефтехранилищами и нефтеперегонными заводами.

20 лет назад мне пришлось работать в Мозамбике лоцманом, и там, в столичном порту Мапуту, в пяти милях от залива и устья реки находился нефтеперегонный завод, у пирсов которого выгружались крупные танкеры и газовозы. А рядом с пирсами, на отмели, можно было постоянно наблюдать сотни розовых фламинго. Прекрасное было зрелище.

Очевидно, не в танкерах дело, а в людях, поставивших перед собой задачу безопасно обустроить свое место проживания. А вы, господа экологи, ставите телегу впереди лошади и, поняв, что телега не покатится, делаете из этой ложной посылки вывод, что лошадь не нужна потому, что только навоз от нее и больше ничего.

Хочу остановиться на выборе места строительства нефтепорта в плане безопасности. Место выбрано близко к выходу из Амурского залива, вдали от густонаселенного района, и имеется прекрасная возможность применить современные уникальные технологии, обеспечивающие почти стопроцентную безопасность. В навигационном плане для плавания танкеров  это один из самых безопасных районов, поскольку грунт дна залива мягкий. При любых ветрах волнение более 1,5 метра не бывает, и течение здесь небольшое.

Доводы экологов, которые в подтверждение страшной опасности приводят пример крупной аварии, происшедшей с супертанкером «Exxson Valdis» у берегов Аляски, некорректны. Там авария произошла, когда судно было на ходу, то есть по вине вахтенного помощника. А проводка супертанкеров осуществляется опытными лоцманами на минимальной скорости, в присутствии на мостике капитана, при эскорте четырех мощных буксиров и еще дополнительно - двух пожарных буксиров.

Для сведения общественности: курс будет пролегать в 8-10 километрах от морского заповедника. А район ожидания танкеров вынесен за пределы Амурского залива. Вообще-то танкеры будут браться под лоцманскую проводку с ходу.

В отношении того, что в проекте заложены четыре разлива нефти с танкеров. Должны же понимать экологи - ведь образованные люди, что при проектировании и строительстве предприятия с наличием риска берется максимально возможный ущерб для того, чтобы произвести необходимый расчет ресурсов для разработки мероприятий по обеспечению безопасности в случае аварий. Но из этого не следует, что разлив будет. Кстати, сейчас строятся танкеры только с двойными бортами, а двойное дно у танкеров было всегда.

Ну а строительство нефтепорта в районе Находки неприемлемо из-за отсутствия оперативного простора для маневрирования супертанкеров и наличия безопасной якорной стоянки, особенно при штормовых ветрах и крупной зыби северо-восточных и юго-восточных направлений. Очень существенный довод.

«АиФ в Приморье» (№ 5 за 2005 г.) в статьях «Нефть у наших берегов» и «Куда повернет сибирский нефтепровод?» цитирует выдержку из газеты «Нью-Йорк таймс», где приведено высказывание американского биолога Дейла Микеля: «Люди не пытаются остановить строительство нефтепровода, они понимают, что это выгодно для развития экономики. Никто не говорит: «Не надо строить этого!», мы только призываем: «Делайте это наиболее разумным образом».

Четко и разумно сформулирована позиция ученого. Он не пугает вселенской бедой, а допускает возведение объекта при разумном подходе к этой проблеме.

Вот если бы наши экологи сказали так, допуская возможность строительства нефтепорта к югу от бухты Перевозной, то это была бы гражданская позиция патриотов края. А они живут не своим умом, а питаются мнением иностранцев, которым судьба нашей многострадальной страны до одного места.

Кстати, Международную общественную организацию защиты окружающей среды, кажется, возглавляет личность по фамилии Горбачев, который, читая лекции за бугром, хвастает тем, что он понял, что такое коммунизм, и принялся его искоренять, то есть разваливать Советский Союз. Верх цинизма!

А от наших экологов хотелось бы услышать примерно такое заявление: «Да, мы приветствуем вложение инвестиций в наш край, мы рады, что грандиозный проект будет осуществлен в непосредственной близости от Владивостока, поскольку это даст возможность возродиться Приморью. Но мы будем стоять насмерть, чтобы проект учитывал самые современные требования по обеспечению безопасности окружающей среды».

С государственной структуры есть возможность требовать, сотрудничать с ней, а придет на побережье частная компания – и просто вытрет о вас ноги. И никто не поможет. И заграница вам не поможет. Обобрать до нитки - это пожалуйста. Гордость надо иметь, господа, и достоинство.

Поможет нам выбраться из бедности осуществление этого большого проекта века. Ведь только портовые сборы за заход одного супертанкера исчисляются 40-50 тысячами долларов. А если учесть, что вместе со строительством, а потом и эксплуатацией терминала будут развиваться инфраструктура, судоремонт (рядом с Перевозной - Славянский СРЗ), то появятся новые рабочие места и какая-то перспектива. Можно надеяться, что и Владивосток превратится в первоклассный порт.