Точка отсчета

Май 1945-го - это не только победа Советского Союза и его союзников над фашистской Германией и завершение войны в Европе. Май 1945-го - это также и точка отсчета освобождения стран Восточной и Юго-Восточной Азии от японской оккупации, начало новой эры для обширной, многонаселенной, многоликой тихоокеанской Азии. Произойдет это через несколько месяцев, в августе 45-го, но без 9 Мая не отмечал бы мир дату 3 сентября, когда Япония подписала акт о капитуляции.

29 апр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1744 от 29 апр. 2005

Корейский вектор российской внешней политики

Май 1945-го - это не только победа Советского Союза и его союзников над фашистской Германией и завершение войны в Европе. Май 1945-го - это также и точка отсчета освобождения стран Восточной и Юго-Восточной Азии от японской оккупации, начало новой эры для обширной, многонаселенной, многоликой тихоокеанской Азии. Произойдет это через несколько месяцев, в августе 45-го, но без 9 Мая не отмечал бы мир дату 3 сентября, когда Япония подписала акт о капитуляции.

Освобождение от японской оккупации в 1945 г. принесло Корее не мир и свободу, за которые корейцы независимо от их политических взглядов боролись долгие 40 лет, а идеологическое и политическое противостояние в разделенной стране. США и СССР несут полную ответственность за то, что на полуострове были созданы два идеологически враждебных государства, что 55 лет назад - 25 июня 1950 г. - началась корейская война (хотя СССР причастен к ее началу лишь косвенно), а производное этой войны - взрывоопасная 38-я параллель, разделяющая Север и Юг, - сегодня является «пороховой бочкой», способной в одночасье взорвать мир не только в Восточной Азии, но и на всей планете.

Активное участие России в разрешении внутрикорейского конфликта обусловлено не только стремлением ликвидировать очаг военной опасности вблизи своих границ, но и ответственностью за события полувековой давности. Более того, никакие проекты экономической интеграции в Северо-Восточной Азии, которые ныне активно обсуждаются в научных, политических и общественных кругах Японии, Китая, Южной Кореи, Монголии, России, не станут реальностью, пока не воцарится мир на Корейском полуострове. И Россия, по-прежнему пользующаяся авторитетом и уважением как на севере, так и на юге этого полуострова, не может оставаться в стороне. Что бы ни говорили об утере Россией своего веса и влияния в регионе, на Корейском полуострове верят, что наша страна способна сделать многое сначала для поддержания мира и стабильности на полуострове, а потом и для воссоединения двух Корей.

2005 год заставляет вспомнить еще о нескольких событиях, связанных с историей Республики Корея. 15 лет назад - в июне 1990 г. в Сан-Франциско состоялась первая в истории встреча глав двух государств - СССР и Республики Корея. В результате в сентябре 1990 г. были установлены дипломатические отношения между двумя государствами, а в декабре того же года состоялся первый в истории визит президента РК Ро Дэ У в Москву.

Именно с этого времени начался активный дипломатический обмен между двумя государствами, стала развиваться двусторонняя торговля. С декабря 1990 г. до начала 2005 г. состоялись 12 встреч на уровне глав государств. Особенно активно развивались контакты с начала XXI в. С сентября 2000 по октябрь 2003 г. состоялись четыре встречи на высшем уровне на «нейтральной территории» - во время сессий ООН и АПЕК, что обозначило взаимную заинтересованность сторон в расширении контактов. Ожидается приезд президента Кореи Но Му Хёна на празднование Дня Победы в Москву. Это будет его второй визит в столицу России, где соберется в эти майские дни более 50 глав иностранных государств. Очевидно, что этот визит - еще один шаг к укреплению взаимопонимания и расширению отношений между народами и, хочется в это верить, к достижению мира на полуострове.

Нельзя сказать, чтобы отношения между Россией и Республикой Корея развивались идеально. Временами особенно проблематичными были они в сфере экономики. После быстрого подъема (с 889 млн. долл. в 1990 г. до 3,8 млрд. долл. в 1996 г.) произошел спад, вызванный азиатским финансовым кризисом, от которого в значительной степени пострадала Южная Корея, и российским дефолтом 1998 г. Уровень 1996 г. был превзойден только в 2003 г., когда объем двусторонней торговли составил 4,18 млрд. долл. В 2004 г. торговля увеличилась до 6 млрд. долл., что предполагает определенный качественный сдвиг. На фоне незначительного объема торговли между Россией и КНДР (160 млн. долл. в 2004 г.) эта цифра впечатляет, хотя она значительно ниже масштабов торговли Кореи с ее «обидчицей» Японией, не говоря уже о Китае и США.

Более успешно развивался политический диалог между двумя государствами как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. Основа диалога - общая заинтересованность сторон в достижении мира на Корейском полуострове, обеспечении ядерной безопасности всего региона. Совместная декларация, подписанная в июне 1994 г. президентами Б. Ельциным и Ким Ён Самом, нацеливала страны на движение к «взаимодополняющему и конструктивному партнерству». Россия поддержала избрание Республики Корея постоянным членом Совета Безопасности ООН на 1996-1997 годы. Со своей стороны, Корея поддержала вступление России в АТЭС и ВТО, приветствовала ее участие в шестисторонних переговорах по разрешению ядерного кризиса на полуострове.

В 2004 г. были широко отмечены 120-летие договора о дружбе и торговле между Россией и Кореей и 140-летие начала добровольного переселения корейцев на российскую территорию.

Совместная российско-корейская  декларация, принятая по итогам визита в Москву в сентябре 2004 г. президента РК Но Му Хёна, не только определила основные направления и сферы российско-корейского экономического взаимодействия (энергетика, транспорт, авиакосмическая промышленность, рыболовство, наука и современные технологии), но и зафиксировала готовность двух государств к политическому сотрудничеству для обеспечения мира и безопасности в Северо-Восточной Азии и АТР. У России и Республики Корея сегодня общая позиция в решении таких вопросов, как борьба за налаживание многостороннего диалога по проблемам безопасности в регионе, за безъядерный статус Корейского полуострова, против распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Все это исключительно актуально для Приморского края и всего Дальнего Востока России.

Не менее актуально и упоминание в декларации о договоренности двух президентов расширять региональное сотрудничество. В Корее есть уверенность, что соседние страны имеют общие ценности в сфере политики и экономики, что в силу географической близости Корея, российский Дальний Восток и Сибирь могут составить единую область экономического сотрудничества.

Активно обсуждаемые в настоящее время два проекта - газовый и железнодорожный - напрямую затрагивают территорию Приморья. В целях обеспечения своей энергетической безопасности Корея крайне заинтересована в поставке российских энергоресурсов, а Россия - в их более широком рынке в этом регионе. Так что вполне вероятно строительство в Приморье нефтепровода в связке с газопроводом, в перспективе уходящим на территорию Корейского полуострова.

В 2000 г. на саммите России и корейских государств была достигнута договоренность о воссоединении железнодорожных сетей Севера и Юга и последующем соединении их с Транссибом в целях создания транспортного коридора с Корейского полуострова в Европу. При его реализации контейнерные поезда способны ежегодно доставлять до 200 тыс. контейнеров в Западную Европу за 10-12 суток, что гораздо дешевле любого другого вида транспорта и в два раза быстрее, чем это делается морем. Подготовительные работы проведены уже и в России, и в Республике Корея. Дело за заключением трехстороннего соглашения между Россией, КНДР и РК, а пустить дорогу в строй железнодорожники могут за полгода.

Поэтому российско-корейская декларация 2004 года ставит задачу «активизировать взаимодействие» в реализации этих двух крупномасштабных экономических проектов. Хочется надеяться, что их реализация не только принесет материальные выгоды всем участникам, но и станет крупным шагом к установлению мира на полуострове.

Республика Корея - одно из самых динамично развивающихся государств мира. В значительной степени этой динамике страна обязана тому, что делает ставку на три фактора: науку, современные технологии, широкую открытость внешнему миру. Сегодня Корея ставит перед собой цель построить в XXI веке «общество, основанное на знаниях», подняться к 2025 г. до седьмого места в мире по уровню конкурентоспособности в области науки и техники.

Нынешний президент Республики Корея Но Му Хён - оптимист и романтик. Провозглашенная им «политика мира и процветания» продолжает и развивает политику «солнечного света» Ким Дэ Чжуна. На первое место эта политика ставит разрешение ядерной проблемы Северной Кореи, предотвращение военного конфликта. В качестве приоритетных задач определены развитие экономического сотрудничества Севера и Юга, создание условий для мирного объединения Кореи и превращение Корейского полуострова в экономический центр региона.

Однако будущее Кореи Но Му Хён связывает не только с достижением стабильности на полуострове, но и с изменением облика всего региона. Президент мечтает об эпохе мира и процветания Северо-Восточной Азии, а основой этой эпохи видит развитие и процветание Корейского полуострова. Мирный диалог, взаимная выгода, взаимное доверие, развитие демократии, международное сотрудничество - это те принципы, на основе которых нынешнее правительство Кореи надеется сдвинуть с мертвой точки процессы региональной интеграции, преодолеть взаимные недоверие и подозрительность, рассеять страхи, расширить экономическое, политическое и гуманитарное сотрудничество. Россия представлена в этой политике как влиятельная сила, способная содействовать решению задач укрепления мира и экономического процветания Северо-Восточной Азии.

Вывести КНДР из тупика, в котором она сегодня оказалась, и при этом дать ей возможность «сохранить лицо», самоуважение - задача многотрудная. Она может быть решена только «всем миром». Только большие оптимисты могут верить, что в обозримом будущем Северо-Восточная Азия может стать «сферой мира и процветания». Но вот в том, чтобы она не стала ареной новой войны, заинтересованы все. И прежде всего корейцы.

Пять лет назад - 15 июня 2000 г. - состоялась первая в истории встреча глав двух корейских государств. Ким Дэ Чжун и Ким Чен Ир обещали приложить все усилия, чтобы сохранить мир на полуострове. Пока им это удалось. Надеюсь, удастся и в дальнейшем. И Россия вместе с США, КНР, Японией в этом им помогут.

Россиянам есть чему поучиться у южных корейцев: целеустремленности, бережливости, уважению к знаниям и людям, ими обладающим, приверженности своей культуре и традициям. Не говоря уже об опыте экономических и политических реформ, создания современной системы управления экономикой, завоевания внешних рынков. Но и Россия для Кореи - это не только неисчерпаемые ресурсы. Это передовые технологии, развитая наука, обширный рынок. Сегодня более тысячи российских ученых и инженеров помогает корейцам решить задачу создания современной науки и поиска новых технологических прорывов. Все это - платформа для более высокого уровня сотрудничества.

Автор: Виктор ЛАРИН, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, доктор исторических наук