Поставим мир на ноги!

Непривычно входить в первый класс школы «Pacific Line». Здесь все дети стоят за партами-конторками. Все одного роста друг с другом и учителем. «А теперь проведем физминутку, - говорит учитель. - Все встали на коврики». Дети встают на синие коврики с шипами - постояли на одной ноге, на двух, на пятках, на носках. Потом физминутка для глаз - над доской вешается плакат с изображением нескольких окружностей. «Посмотрите вправо, влево, следите за указкой, - учительница водит по окружностям указкой. - Ну вот, отдохнули. А теперь продолжаем урок».

14 янв. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1687 от 14 янв. 2005

Есть способ сохранить здоровье школьников

Непривычно входить в первый класс школы «Pacific Line». Здесь все дети  стоят за партами-конторками. Все одного роста друг с другом и учителем. «А теперь проведем физминутку, - говорит учитель. - Все встали на коврики». Дети встают на синие коврики с шипами - постояли на одной ноге, на двух, на пятках, на носках. Потом физминутка для глаз - над доской вешается плакат с изображением нескольких окружностей. «Посмотрите вправо, влево,  следите за указкой,  - учительница водит по окружностям указкой. - Ну вот, отдохнули. А теперь продолжаем урок».   

Хорошее не забывается

Говорят, все новое - давно забытое старое. Вот и метод обучения школьников стоя вовсе не нов.

Когда в конце 80-х энергичный директор школы-интерната № 2 г. Владивостока Николай Николаевич Дубинин согласился на смелый эксперимент - обучать детей стоя, он даже не ожидал таких результатов: почти у 100 процентов учеников в течение года совершенно не ухудшилось зрение, все ребята сохранили прекрасную осанку - никаких сколиозов!

Увы, метод не пошел победным шагом по стране, а рассеялся одинокими инициативами влюбившихся в него учителей. Но вот летом 2004 года, когда была выпущена книга «Сохрани здоровье в школе».

Вспоминает Николай Николаевич Дубинин, бывший директор школы-интерната № 2 г. Владивостока:

- Ко мне пришел папа одного из моих учеников Владимир Сигналов, врач-терапевт больницы рыбаков, и спросил: «Как вы смотрите на то, чтобы обучать детей стоя?». Меня это предложение заинтересовало.

- И вы так легко согласились?

- Нет, я много сомневался и думал. Эта была колоссальная ответственность: а вдруг здоровье детей ухудшится? Но Сигналов, человек, которому в Министерстве здравоохранения СССР тогда  сказали: «Оптимальная поза для учащихся - сидя», упорно приводил массу медицинских доводов в пользу своей идеи. Я решился взять ответственность за проведение эксперимента на себя.

Были сконструированы парты-кафедры так, чтобы ребенок в любой момент мог сесть или встать.

Таким образом, ученикам обеспечивалась свободная рабочая поза. И это было самое главное, потому что любой медик знает, что вынужденная рабочая поза ведет к патологическим изменениям в организме. Парты сделали одинаковые, а вот подставки подбирались по росту, так, что самая маленькая первоклассница находилась на одном уровне с учителем и могла смотреть ему прямо в глаза. Для проведения физкультминуток были разработаны гофрированные  коврики, стимулирующие рефлексогенные зоны стопы. Но надо сделать оговорку: стояли дети не все время, у них были занятия и за обычными партами, поэтому никакой усталости они не испытывали.

Были созданы два класса: экспериментальный, где дети стояли, и контрольный, то есть обычный. Первым учителем «стоячего» класса была Людмила Алексашкина. Правда, через два года после начала эксперимента она переехала в Подмосковье, где до сих пор занимается с детьми по подвижному методу обучения. Второй учительницей наших уникальных ребят была Светлана Вяткина.

Учителя, влюбленные в метод

Светлану Павловну мы нашли в частной школе «Pacific Line» во Владивостоке.

- Как вы согласились на эту авантюру - обучать детей стоя?

- Это не было авантюрой! За опытом наблюдали Владивостокский мединститут и госпиталь ТОФ. Каждую неделю проводились исследования состояния здоровья детей. Через некоторое время уже были видны резкие отличия. Дети не стеснены в движениях. Они в любое время могут присесть, покрутиться, постоять на одной ноге, и это никак не влияет на дисциплину. Когда я хожу по классу, они поворачиваются за мной.  В начальных классах дети очень подвижны, им трудно усидеть на одном месте 40 минут.

- Как вы думаете, почему повсеместно не переходят на парты-конторки?

- Хлопотно. Если в классе все дети стоят, это не дает возможности сесть и учителю. Необходимо постоянно проводить физминутки, следить за подставками, чтобы они подходили каждому ученику по росту. А еще далеко не все родители согласны на такой метод обучения их детей.

Школа «Pacific Line» - единственное учебное заведение Владивостока, где занимаются по методу подвижного обучения. Здесь стоят три класса: первый, который ведет Вяткина, пятый - ее бывший класс и второй, класс молодого учителя Жанны Пак, его поставили в этом году.

Жанна Игоревна тоже горячий приверженец метода. Она утверждает, что дети стали более работоспособными, меньше устают.

- Конечно, сначала было для детей непривычно и тяжеловато, но потом…

- А мне сразу понравилось! - говорит Саша, единственная девочка в классе из пяти человек.

Перебивая друг друга, дети спешили поделиться, почему им нравится учиться стоя: «Спина не устает», «Мне нравятся физминутки», «Глаза не устают», «Могу сесть и встать, когда захочу».

Подобные классы с методом подвижного обучения есть еще в Арсеньеве и Спасске.

Результаты, которых никто не ожидал

Из книги: «1992 год. К окончанию третьего класса в экспериментальном классе количество нарушений осанки сократилось на 7,8 проц., в контрольном классе отмечен рост на 14,6 проц., количество уплощений правой стопы сократилось в 2-2,5 раза, экспериментальные условия обучения оказали положительное влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Увеличение удельного веса хронической патологии наименее выражено в экспериментальном классе».

Людмила Нагирная, кафедра гигиены детей и подростков медицинского университета: «Этот метод обучения реализует естественную потребность детей в движении. За счет свободной рабочей позы на уроке идет эмоциональная утилизация стресса у ребенка, ведь не секрет, что для детей самое сложное - принимать в течение длительного времени одну позу. Также при данном методе идет стимуляция рефлекторных зон стоп, формируется свод стопы, укрепляются связки и мышцы. К тому же благодаря тому, что дети обучаются босиком, идет закаливание, поэтому они реже болеют простудными заболеваниями, я не говорю уж о благотворном влиянии на сердечно-сосудистую систему».

Людмила Николаевна говорит, что, когда она взялась за эксперимент, у нее опасений за здоровье детей не было - исследования проводились каждую неделю, когда дети обучались в начальных классах, и, если бы, не дай бог, у них обнаружились бы какие-то ухудшения здоровья в связи с экспериментом, его тут же прекратили бы. Наблюдения за состоянием здоровья ребят проводились и после эксперимента. Они показали, что отклонений в развитии у детей не обнаружилось. В 1992 г. Людмила Николаевна защитила диссертацию по методу подвижного обучения в Москве в научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков. Говорит, что консерваторы и скептики были, но и им удалось доказать пользу метода. Метод был рекомендован к использованию специалистами сан-эпиднадзора.

Когда Николай Дубинин получил такие ошеломляющие результаты, он был убежден, что через некоторое время все школы страны встанут. Ведь посмотреть на уникальный класс приезжали учителя со всей страны, Николай Николаевич не успевал отвечать на письма с просьбами прислать чертежи парт.

- Стоя ребенок чувствует себя увереннее. Он равен учителю. Когда он сидит, особенно если учитель его ругает, он находится в униженном положении, чувствует себя рабом.

А что сегодня?

- Если метод так хорош, почему он так непопулярен?

- Пришла перестройка. Многое важное и интересное было отодвинуто. К тому же это хлопотно: надо где-то искать средства, и немалые. Ведь изготовление одной специальной парты-конторки стоит около тысячи рублей. Хотя, если их выпускать оптом, будет дешевле…

Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ДВГУ Анатолий Гришанов тоже изучал метод:

- В целом работа в интернате была проведена отлично, идея хорошая. Но ребята не имеют возможности писать сидя. Я бы предложил сделать парты с откидным верхом, чтобы ребенок мог писать и стоя, и сидя.

- А чем так плохи современные столы?

- Во-первых, они не учитывают разный рост ребят. Те, кто повыше, вынуждены нагибаться, что ведет к искривлению позвоночника. А кто пониже - портит зрение, так как поверхность, на которой пишет ребенок, находится слишком близко к глазам. Кроме того, когда человек сидит, все внутренние органы находятся в сжатом состоянии, отсюда проблемы органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Но теория теорией, а практика практикой. Спрашиваю у мальчишек школы № 46, согласны ли они заниматься за стоячими партами.

- Нет, - говорят, - мы привыкли писать сидя. Стоя писать неудобно…

- Я слышала об этом методе, - говорит учитель истории этой же школы Елена Кича. - Он дал хорошие результаты, но ввести его в нашей школе нереально. У нас нехватка учебных помещений, и выделять кабинет специально для стоящего класса нам не по силам. Кроме того, в интернате были ковры, мы не можем их себе позволить - будут постоянно пылиться. Дети в начальных классах много пишут, и ребенку с первого класса надо поставить руку. Детям тяжело будет все уроки стоять. Хотя можно чередовать: урок за сидячими партами, урок - за стоячими. Но самое главное, для этого нужен огромный энтузиазм. Правда, я бы с радостью поработала в таком классе, и многие молодые учителя не отказались бы.

Книгу «Сохрани здоровье в школе», написанную Николаем Дубининым, специалисты крайоно разослали по учебным учреждениям края. Остается только надеяться, что метод подвижного обучения заинтересует педагогов, а не придет лет через 50 в качестве модной западной новинки.

Автор: Режина ЗЕРКАЛОВА, специально для «В», Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»