Автомобили садятся на диету

На городских дорогах царит тот же дарвиновский естественный отбор, что и в дикой природе: выживает наиболее приспособленный.

26 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1663 от 26 нояб. 2004

В моде - экономичность, компактность и бюджетность

На городских дорогах царит тот же дарвиновский естественный отбор, что и в дикой природе: выживает наиболее приспособленный.

Что, например, как не разбитое дорожное полотно, привело к росту популярности во Владивостоке «мастодонтов»-внедорожников? Однако сейчас, когда бензин неуклонно дорожает, а сквозь дорожные пробки бывает протолкнуться очень непросто, в почете оказались экономичные и компактные автомобили и автомобильчики.

А значит, самое время разобраться, что может предложить приморский рынок малолитражных авто.

ДЕШЕВО И СЕРДИТО

Законодателем моды на небольшие и экономичные автомобили стали японцы. Другая автомобильная сверхдержава, США, предпочитает огромные машины с многолитровыми двигателями, в чем проявляется гигантомания американцев, нередко сопряженная с дурновкусием. Япония же и территориально невелика, и очень плотно населена (кстати, людьми небольшого роста), и даже в лаконичности поэтов Страны восходящего солнца чувствуется культ малых форм. Неудивительно, что каждый японский автоконцерн считает своим долгом производить малолитражные компактные автомобили, а у некоторых марок, например «Сузуки» и «Дайхацу», это даже фирменные черты.

Японцы любят небольшие автомобили по многим причинам. Интересно, что у них машины длиной не более 3,3 метра с объемом двигателя до 0,66 литра даже имеют особые номера, их хозяева платят очень маленький налог и пользуются некоторыми другими льготами. Совсем недавно, 28 октября, компании «Ниссан» и «Мицубиси» даже обнародовали планы по созданию совместного производства таких автомобилей.

Приморский край в своих автомобильных пристрастиях жестко привязан к Японии, пусть тамошняя мода до нас доходит с некоторым, скажем, 3-5-летним запозданием. Малолитражные автомобили - вещь очень полезная для тех, кто перемещается исключительно по маршруту «дом-работа-дом», страдает от постоянных пробок и считает каждый сожженный литр бензина. Поэтому на такие машины, которые и стоят сравнительно недорого, в Приморье уже давно смотрят без пренебрежения.

МНОГО НЕ НАЛИВАТЬ!

По-настоящему новые машины в Приморье почти не везут: дорого. Рынок уже «беганных» по России машин рассматривать нет смысла: слишком велики различия между состоянием и ценой каждой конкретной машины. Поэтому наш обзор посвящен только что привезенным из Японии (так называемым беспробежным) автомобилям в возрасте от 3 до 7 лет с объемом двигателя менее полутора литров. На их ввоз установлены не столь неподъемные пошлины, качество, подтвержденное аукционной оценкой, обычно вполне приемлемое, а стоимость в Японии - невысокая.

Автомобили с 1,3-литровым двигателем не всегда корректно называть малолитражками. Зачастую это более бюджетные (т. н. деревянные, то есть в самой простой комплектации) версии наиболее популярных моделей. Например, привычную «Тойоту-Короллу» 1999 года с упомянутым объемом двигателя можно купить за 4500-5500 у. е. В этом же ценовом диапазоне - сопоставимая модель «Ниссан-Санни», несколько дешевле «Мазда-Фамилия». «Мицубиси-Мираж» (1998-99, 1,3 литра) обойдется примерно в такую же сумму - 4-5,2 тысячи долларов. А за маленький хетчбэк «Тойота-Старлет» 1998 года придется выложить 4-4,7 тысячи.

Особняком стоят вошедшие в моду мини-вэн «Мазда-Демио» и паркетник «Дайхацу-Териос». За первую модель 1998-1999 года рождения с 1,3-литровым движком продавцы просят 4,4-5,2 «килобакса». Популярный у деловых девушек узенький «Териос» с увеличенным дорожным просветом (из-за чего он даже немного смахивает на внедорожник) такой же кондиции обойдется уже в 7200-8200.

В последнее время Владивосток наводнили автомобильчики с объемом двигателя всего в один литр. Это, например, «Тойота-Платц» (выпускается также с двигателями 1,3 и 1,5 литра). Литровый низенький седан «Платц» 1999-2001 года выпуска стоит примерно 6200-7200 долларов. Но настоящим хитом сезона можно назвать родственника этой машины, крошечный хетчбэк «Тойота-Витц» (объем двигателя - литр или 1,3). Его пятидверная версия с литровым «сердцем» 1999-2001 года тянет на 5-6,4 тысячи долларов, тогда как трехдверная - на 4,5-6. Другая популярная марка - «Ниссан-Марч», сходный с «Витцем». Литровый трехдверный «Марч» 1998-1999 года обойдется в 3700-4500.

Реже на владивостокском авторынке попадаются такие малолитражки, как «Тойота-Дуэт», «Ниссан-Куб», «Хонда-Фит», «Дайхацу-YRV», «Субару-Плео» и т. д. Многие из подобных моделей появились на свет недавно и просто не успели до нас дойти, хотя и завоевали уже любовь японцев. И по-прежнему считаются экзотикой микролитражные автомобили, хотя их в России не так уж мало. Это, например, компактный паркетник «Мицубиси-Паджеро-мини» (объем двигателя - 660 куб. см, цена на машину 1999 года - примерно 8 тысяч у. е.), крошечный хетчбэк «Мицубиси-Миника» с таким же объемом. Встречались корреспонденту «В» и «Хонды-Z». Но к таким двигателям и таким машинам у нас все еще относятся настороженно, равно как и к новому слову в мировом автопроме - гибридным машинам, использующим бензиновый движок лишь в дополнение к электробатарее. Ездят во Владивостоке на гибридах вроде «Тойоты-Приуса» уже лихо, а вот с ремонтом пока сложнее.

НА ОБЪЕМ И ЦВЕТ ТОВАРИЩА НЕТ

По данным компании «Приморское агентство поставки авто», с 2003 года спрос на автомобили с объемом двигателя до 1,5 литра заметно вырос. И хотя качество дорог приводит к тому, что некоторые автолюбители, в принципе не выезжающие за город, покупают внедорожники или в крайнем случае джипы-паркетники, многие (и не только женщины, как принято считать) голосуют своей условной единицей за экономичные и юркие «табуретки на колесах».

Хотя на самом деле выбор «коня» - дело вкуса. И хорошо, что автомобили, как и люди, разные. Как бы ни развивался рынок малолитражек, всегда останутся те, кто заплатит больше, но зато купит такую машину, которая разгоняется не только с горки. А по поводу расхода топлива - хороший аппетит, в конце концов, признак здоровья…

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»