«Уссурийский бальзам»: многолетние традиции и стремительное развитие

«Уссурийскому бальзаму», продукцию которого можно найти не только во всех уголках Приморского края, но еще в городах и весях доброй половины страны и даже в некоторых странах зарубежья, в эти дни исполняется 110 лет.

19 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1659 от 19 нояб. 2004

Старейшее предприятие приморской пищевой отрасли ориентируется на вкусы покупателей

«Уссурийскому бальзаму», продукцию которого можно найти не только во всех уголках Приморского края, но еще в городах и весях доброй половины страны и даже в некоторых странах зарубежья, в эти дни исполняется 110 лет.

К зданиям винокурни, возведенным в центре Уссурийска еще в конце позапрошлого столетия, добавились современные административные постройки, а также новые производственные цеха. Здесь, как, может быть, ни на каком другом местном предприятии, сочетаются традиции старинного качества с самым современным промышленным оборудованием.

Сегодня «Уссурийский бальзам» - это одно из самых экономически успешных предприятий пищевой промышленности Приморья. Своим статусом флагмана среди производителей алкогольной продукции края предприятие, наверное, обязано не только успешному менеджменту, что по нынешним временам немаловажно, но и вековым традициям виноделия, которые здесь бережно сохраняют.

Так случилось, что три брата Пьянковы, не лишенные предприимчивости и деловой смекалки, стали водочными королями Дальнего Востока, учредив «Торговый дом М. Пьянков с бр.». В октябре 1877 года Владимир Пьянков обратился к генерал-губернатору Приамурской области Корфу с прошением разрешить ему с братом Михаилом организовать водочное производство в Уссурийском крае. Свою просьбу они сопроводили «Запиской об устройстве винокуренного завода в Приморской области». Еще с 1876 года братья владели оптовыми складами спирта и водки в Николаевске-на-Амуре, Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске. Спирт они завозили из Одессы и Гамбурга по 35 тысяч ведер ежегодно. Однако этого спирта не хватало для удовлетворения потребностей населения, особенно в Уссурийском крае, куда в ту пору хлынул поток переселенцев из западных районов Российской империи. К тому же стоил завозимый спирт весьма дорого.

После длительных топографических исследований в Уссурийском крае и многолетней бюрократической переписки (эх Россия-матушка!) генерал-губернатор Корф своим распоряжением от 24 ноября 1892 года разрешает: «Продать в собственность Михаилу Пьянкову один участок казенной земли по реке Супутинке в количестве 100 десятин 1400 сажень с немедленной выдачей документов на куплю». По отчетам Приамурского акцизного управления, винокуренный завод, принадлежащий братьям Пьянковым, начал действовать с октября 1894 года. Лед, как говорится, тронулся.

В советские времена три заводские линии по производству водки работали круглые сутки. С началом экономических реформ и последовавшего акционирования тогдашнее руководство предприятия, думается, совершенно верно сделало ставку на производство алкогольных напитков по совершенно оригинальной рецептуре. Действительно, грех не воспользоваться дарами Уссурийской тайги, которые находятся буквально под рукой. «Уссурийский бальзам» на протяжении всей своей истории выпускал не только ликеро-водочную продукцию, но и сложные композиционные напитки, производство которых требовало наличия специального оборудования и высокой квалификации персонала - бальзамы и настойки, алкогольсодержащие и безалкогольные биологически активные добавки. И тогда и ныне все рецепты уникальной продукции завода разрабатываются с участием российских ученых. В условиях конкуренции напитки  «Уссурийского бальзама», созданные на основе природных компонентов, стали визитной карточкой предприятия.

В том, что добавки действительно природные и никак не связаны с крайне распространенной ныне «химией», журналисты, посетившие завод накануне юбилея, смогли убедиться лично. Заведующая лабораторией ОАО «Уссурийский бальзам» Ольга Колей продемонстрировала процесс приготовления морсов. Выжимка из дикоросов, кстати, делается проверенным десятилетиями «дедовским» способом при помощи внушительных прессов. Однако от старого оборудования уже ничего не осталось. Ведь теперь оно отвечает всем современным требованиям. Модернизация завода - процесс постоянный и, по убеждению руководства, необходимый для выпуска качественной продукции. Не так давно производственный комплекс был оснащен новыми моечными машинами и линиями розлива, переоборудовали цех очистки воды, введена новая линия укупорки бутылок. Буквально накануне юбилея на «Уссурийском бальзаме» была введена специальная система серебряной фильтрации водок, что позволяет значительно повысить качество продукции и улучшить вкусовые характеристики.

Однако, как в любом пищевом производстве, здесь крайне важен и человеческий фактор. Никакой механизм не сможет заменить высококлассного специалиста, если речь идет об определении оптимальной пропорции составляющих при приготовлении напитков. Ассортимент их велик. На каждый сорт есть своя купажная карта, т.е. рецепт того, как и в каких пропорциях смешиваются ингредиенты. Но мастерства и профессионализма работникам «Уссурийского бальзама» не занимать. Подтверждая этот факт, покупатели голосуют кошельком.

- Сезонного спада продаж у нас не было даже летом, - говорит коммерческий директор ОАО «Уссурийский бальзам» Александр Сивашов. - Осенние месяцы радуют еще больше. Почти пятая часть продаваемой ныне в Приморье алкогольной продукции - наша. И это - на фоне засилья привозного и, может быть, более дешевого спиртного.

Двигаясь навстречу пожеланиям покупателей, ОАО «Уссурийский бальзам» постоянно предлагает им новинки.

Автор: Виталий АЛЕКСАНДРОВ, «Владивосток»