Слепой музыкант

Житель села Андреевка Хасанского района Роман Ефимчук успешно сдал экзамены, одержал победу в творческом конкурсе и поступил в Курское музыкальное училище. Казалось бы, что здесь особенного? Однако этот случай действительно необычный. 24-летний Роман - слепой.

17 сент. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1624 от 17 сент. 2004

Житель села Андреевка Хасанского района Роман Ефимчук успешно сдал экзамены, одержал победу в творческом конкурсе и поступил в Курское музыкальное училище. Казалось бы, что здесь особенного? Однако этот случай действительно необычный. 24-летний Роман - слепой.

Ромка в детстве был заводным мальчишкой. До всего любопытный. Двоек-троек не приносил, поскольку мама была педагогом в школе Андреевки. Отец, заядлый гармонист-самоучка, учил сына играть на гармошке, баяне, аккордеоне. Тот все схватывал на лету, без всяких нот. Потом отец умер от рака, а детское увлечение Ромы стало смыслом жизни.

Трагедия произошла 23 декабря 1989 года. Он и еще несколько мальчишек нашли регеративные патроны. Скорей всего военные в свое время после учений затопили в море ящики с боеприпасами, которые впоследствии всплыли. Их прибыло волной к побережью бухты Троицы. Четыре пацана взялись разобрать один из них. Ударили по патрону топором, потом подожгли. Раздался  взрыв - и огненная вспышка.

Вот что вспоминает глава администрации свободнинского сельсовета Светлана Вороненко - родная тетя Романа. «Тот день был на удивление солнечным и теплым. Буквально незадолго до трагедии я видела ребят, Саша, Леша, Сергей и Роман бежали в сторону моря за сарай. А потом яркая вспышка. Саша погиб. Леша получил контузию, его спасла теплая зимняя одежда. Сереже осколком выбило глаз. Очень тяжело пострадал Рома. Он получил термический и химический ожоги. Огненная волна ударила его в лицо. Мальчик закрыл глаза, чтобы больше их не открыть. Сбежались люди, затушили вспыхнувшую одежду. Пострадавших на машине доставили в Зарубино, оттуда вертолетом центра медицины катастроф во Владивосток, в больницу рыбаков. Лечение Романа длилось несколько месяцев. Но зрение он потерял».

Жизнь пришлось начинать заново. Помогали родные, соседи, друзья. С обычной школой пришлось распрощаться. Ребенка отвезли в школу-интернат для слепых в Артеме.

Здесь он стал постигать азбуку Брайля, читать книги и учебники пальцами.

В интернате, к счастью, давали начальное музыкальное образование. Роман благодаря помощи педагогов освоил гитару, фортепиано, синтезатор. Однако настоящий прорыв он осуществил в игре на баяне и аккордеоне. Мальчик занимался каждый день часами. И хотя уже знал нотную грамоту, все произведения подбирал на слух. Эстрадные вещи и современные шлягеры осваивались за несколько минут. Так же, как народные песни и зарубежные мелодии. Тяжелее было с классикой и сложными инструментальными произведениями. Однако Роман учил и их.

Учителя говорили, что надо развивать свой дар, продолжать обучение. Однако сделать это было непросто. Младший Ефимчук побывал в нескольких музыкальных и культурно-просветительских училищах. Но везде слышал только отказ на свою просьбу о приеме. Юноша вернулся в Андреевку.

Здесь ему помогли устроиться на работу  в местный клуб - организатором культурно-массовых мероприятий. Зарплата, конечно, была чисто символическая. Но зато он почувствовал, что нужен людям. Ставили музыкально-театральные постановки. Играл Роман и на школьных утренниках, праздниках, дискотеках. Приглашали баяниста-виртуоза на свадьбы и юбилеи.

Однажды какой-то подонок украл из клуба новый синтезатор. Вновь пришлось играть на стареньком баяне, подаренном ранее другом. Потом ликвидировали ставку аккомпаниатора. Тем не менее кружки не распустили. Роман продолжал заниматься с детьми бесплатно.

Между тем желание продолжить образование не пропадало. Мама Людмила Ивановна  посылала запросы в разные учебные заведения. И из Курска пришел ответ. Музыкальное училище-интернат для инвалидов приглашало ее сына на прослушивание.

Этим летом стали искать деньги на дорогу. Два билета на поезд до Курска с пересадкой в Москве, и один обратно. Односельчане давали, кто сколько мог. И все равно не хватало. Помощь пришла со стороны земляка из Краскино, председателя комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Приморья Джамбулата Текиева. Он помог с недостающими для дальней дороги деньгами.

На днях Людмила Ивановна позвонила из Курска своим родственникам: «Все в порядке. Роман поступил на первый курс училища по классу баяна. Всем передает привет. А я возвращаюсь домой. Мы победили».

* * *

«Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта. Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и о его личной судьбе».

В. Г. Короленко

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»