100 томов от министерства

В те времена, когда я была ученицей, вопрос с учебниками решался легко и просто: в конце учебного года мы их сдавали в библиотеку, взамен получая новые. Сегодня все – ну или почти все – иначе. Вряд ли все школьные учебники поставляются централизованно…

20 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1608 от 20 авг. 2004

В те времена, когда я была ученицей, вопрос с учебниками решался легко и просто: в конце учебного года мы их сдавали в библиотеку, взамен получая новые. Сегодня все – ну или почти все – иначе. Вряд ли все школьные учебники поставляются централизованно…

- Заказ на учебники, - говорит Виктор Станкевич, начальник управления прогнозирования и нормативного обеспечения образования департамента образования и науки администрации Приморского края, - сегодня  формируется так: в крае создан региональный информационный центр. В его задачи входит сбор информации о наличии во всех школах края учебников, пособий, методической и художественной литературы и о потребностях на следующий  учебный год. Эта информация обрабатывается и суммируется. Затем формируется заказ.

Если говорить о том, какое количество учебников закупается за счет краевого бюджета, то мы давно придерживаемся принципа: 30/70. На 30 процентов мы закрываем потребности школ, 70 – ученики приобретают сами. Тем не менее в крае до 70 процентов учеников мы можем обеспечить полным комплектом учебников – за счет ранее заложенных в библиотечные фонды.

В прошлом году мы приобрели около 400 тысяч учебников, школьные библиотеки края сегодня практически полностью укомплектованы. Благодаря особому вниманию к вопросам образования со стороны губернатора Сергея Дарькина за счет бюджета учебники – бесплатно! – получают дети из малоимущих семей, воспитанники детских домов, коррекционных школ и так далее…

Ежегодно проводится тендер, в ходе которого определяется организация, которая будет заниматься поставкой учебников в край под деньги бюджета. В условиях тендера - прямые договорные отношения с издательствами, наличие базы и торговой сети. Уже много лет тендер выигрывает Приморский торговый дом книги.

- Владивостокский школьник и учащийся из отдаленного района имеют одинаковую возможность купить учебник?

- Потребности сельских школ учитываются нами в первую очередь. При этом в каждом районе есть торговые точки Приморского торгового дома книги, где первейший ассортимент – учебники.

- Каждый год вы закупаете одни и те же учебники?

- Нет, конечно. Мы пополняем фонды, сообразуясь с потребностями школ…

В этом году особое внимание уделялось учебникам истории России. Многие помнят, наверное, о скандалах, развернувшихся вокруг некоторых из них. Мы отдали предпочтение тем пособиям, которые выиграли конкурсы. В этих учебниках много нового материала, без знания которого сейчас трудно сдавать экзамены в вузы.

- А насколько в ходу учебники, издававшиеся в СССР или конце 90-х годов?

- Вообще не в ходу. У любой вещи есть срок годности, у учебника тоже. Изданные в те годы пособия устарели морально и физически. Средний срок службы учебника при бережном к нему отношении – семь лет. Во многих библиотеках учащиеся на каникулах подклеивают учебники, стирают карандашные пометки.

- Может ли департамент влиять на цены учебников на рынке?

- Не просто может, но и влияет. Это происходит следующим образом. По завершении тендера мы согласовываем цены с Приморским торговым домом книги, стараясь минимизировать накрутки. И держим цены, потому что – увы! – учебник сегодня не самая дешевая книга.

- А вторичный рынок есть?

- Есть. Причем мы поощряем все его проявления: и когда ребята приносят в библиотеку учебники и отдают их просто так, в качестве подарка; и когда говорят: вот, может, кто-нибудь купит за разумную цену.

- Как обстоят дела с укомплектованием библиотек художественной литературой?

- Мы долго не уделяли внимания художественной литературе - остро стоял вопрос с учебниками: выходили новые программы, новые образовательные линии, и если бы мы не успели, остались бы просто ни с чем… Так вот, как выяснилось, этот простой пошел только на пользу. Потому что как раз в это время (середина 90-х годов) изменилось содержание жизни, и соответственно в школьной программе по литературе появились новые авторы, а часть просто оказалась невостребованной. Сейчас мы вернулись к закупкам художественной литературы для школьных библиотек. Понемногу. До 10 наименований – но только произведения тех авторов, которых вообще нет в библиотеках. Не берем Пушкина, Толстого, Гоголя – они есть в достаточном количестве и еще долго будут служить. Мы покупаем книги  авторов, как бы открывающихся заново. Вот в заказе на этот год у нас Распутин, Пастернак, Троепольский, антологии русской поэзии и прозы…

Большой подарок всем библиотекам страны сделало министерство образования. Оно выпустило 100-томник русской классики в подарок каждой школе, и все школы края его уже получили.

- В школьную программу включены занятия по краеведению. Есть ли учебная литература для таких занятий?

- Региональный компонент, как мы его называем, у нас тоже не обойден вниманием. Вышел в свет учебник географии Приморского края, кстати, этот учебно-методический комплект был отмечен премией президента России. Издан учебник «История российского Приморья». Их тиражи полностью закрыли потребности школ края (и скоро они будут переизданы). Кстати, есть примеры, когда в районах Приморья издаются учебники регионального компонента: есть учебник географии Черниговского района, истории Спасского района.

Сегодня подготовлен к изданию учебно-методический комплект по биологии Приморского края. Он максимально практический, в нем рассказывается обо всех представителях флоры и фауны края, в том числе морской. Воплощается в жизнь идея создания библиотеки приморского школьника. Сюда мы включили прозу, поэзию приморских писателей и авторов, писавших о Приморье.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»