Бухгалтерия на развалинах начальной школы

Учителям Григорьевской средней школы, что в Михайловском районе, вот уже не первый год разговаривать с односельчанами очень сложно. Уже много лет в селе нет учителя английского языка, и это обстоятельство создает весьма существенные трудности выпускникам при поступлении в вузы. Собственно, они просто вынуждены выбирать институт, где не надо сдавать иностранный язык. Ведь григорьевцам даже негде нанять репетитора. А тут пришлось сообщить еще одну не очень радостную весть: со следующего учебного года второй и третий классы по причине своей малочисленности будут объединены в одни класс-комплект, и их будет вести один учитель. «Совсем ничего знать не будут», - ворчат григорьевцы.

22 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1575 от 22 июнь 2004

Учителям Григорьевской средней школы, что в Михайловском районе, вот уже не первый год разговаривать с односельчанами очень сложно. Уже много лет в селе нет учителя английского языка, и это обстоятельство создает весьма существенные трудности выпускникам при поступлении в вузы. Собственно, они просто вынуждены выбирать институт, где не надо сдавать иностранный язык. Ведь григорьевцам даже негде нанять репетитора. А тут пришлось сообщить еще одну не очень радостную весть: со следующего учебного года второй и третий классы по причине своей малочисленности будут объединены в одни класс-комплект, и их будет вести один учитель. «Совсем ничего знать не будут», - ворчат григорьевцы.

Перспективы у школьников, прошедших обучение в объединенных классах, могут быть не такими уж мрачными. Но жителям сел совсем не нравится то, что происходит сегодня с их школами на протяжении последних 15 лет. Все эти реформы привели лишь к тому, что из малых сел начали исчезать начальные школы, а вместе с ними и молодые семьи. Да, детишек теперь возят на вполне комфортабельных автобусах на бывшие центральные усадьбы совхозов, но и там осталось мало молодежи. В итоге даже начальные классы средних школ теперь вынуждены соединять.

Вынуждены потому, что реформа общеобразовательной школы вступила в этап оптимизации расходов, в этап, когда целесообразность того или иного действа в стенах школ определяется не тонкими материями воспитательно-образовательного процесса, а его величеством презренным металлом, жесткими прагматичными экономическими реалиями. Об этой новой «бухгалтерии» народного образования мы и говорили с начальником управления народного образования Михайловского района Ольгой Михайловной Шевченко.

Суть новаций проста, как таблица умножения. Сверху на район спустили норматив, равный 13653 рублям. Ровно столько теперь государство будет выделять на одного ученика. Нельзя сказать, что норматив взят с потолка – помимо прочих расходов он включает в себя и то соображение, что учитель будет получать полную зарплату, если у него в классном журнале будет числиться не менее 25 учеников.

Большие школы от  этих новаций почти ничего не потеряют. Например, в Михайловской  средней обучается 1771 школьник, там проще формировать полные класс-комплекты. Но как быть, например, с Даниловской школой, где всего 77 учеников? По нормативам это чуть более трех класс-комплектов, но фактически-то классов девять. Примерно такое же соотношение и в Горбатке.

А ведь финансирование школ происходит согласно простейшему арифметическому действию, которое в состоянии произвести даже самые плохонькие ученики той же начальной школы. Берется количество учеников и делится на 25. Вот и получается, что согласно нормативу бюджет начальной школы села Некруглого, где всего-то 23 ученика, составит чуть больше 319 тысяч рублей, а там только начисленный фонд зарплаты составляет 519 тысяч рублей в год, а ведь еще нужны средства на содержание. Примерно такой же порядок цифр и в начальной школе села Горного, где 20 учеников. Именно по этим причинам за четыре месяца этого года перерасход фонда зарплаты по Михайловскому управлению народного образования составил 316 тысяч рублей. И он, несмотря на грозные окрики, будет увеличиваться – ведь нельзя учителям не платить. Хватит нам голодающих шахтеров.

Объединение или соединение классов тоже ничего не даст. С нового учебного года в 10 школах Михайловского района появятся совмещенные классы - это позволит сэкономить девять с половиной учительских ставок, или 40 тысяч рублей в год. Цифра, согласитесь, смешная даже для дотационного района. Норматив не работает еще и потому, что учителей-то можно подсократить, но расходы на содержание помещений останутся прежними. Ведь здания не сократишь, не урежешь, не отсечешь, да и в аренду часть школы сдавать категорически (и совершенно справедливо) запрещено.  А значит, школы по-прежнему будут требовать столько же тепла и столько же ухода. Если говорить прямо, то такой бухгалтерский подход к организации начального и среднего образования толкает власти лишь к одному – к дальнейшей ликвидации малокомплектных школ, разбросанных в основном по небольшим селам. И вот с этим согласиться очень сложно.

- Оптимизацией расходов на образование мы, конечно, будем заниматься, никуда от этого не денемся, - делится своими сомнениями глава Михайловского района Анатолий Чеботов, - но механическое применение норматива заставит нас уничтожить все начальные школы. Вместе с ними зачахнут  и небольшие села, а это уже проблемы куда более высокого уровня. Ведь на школах держится вся социальная инфраструктура любого села. Вот почему нам нужен краевой закон о малокомплектных школах. С такой инициативой недавно выступил депутат ЗС Нижинский, и лично я его поддерживаю, но наши депутаты, к сожалению, пока отложили его рассмотрение.

Добавим, что и с точки зрения бухгалтерии порой дешевле держать учителя начальной школы в каком-нибудь маленьком селе, нежели возить школьников. В Михайловском районе на подвоз учащихся в год тратится до полутора миллионов рублей. Это согласно все тому же нормативу почти пять бюджетов школы из села Некруглого.

Одну из погибших начальных школ мы осмотрели в себе Новожатково. Остался от нее один остов, и теперь школьников возят в Григорьевку. По утрам, между прочим, автобус делает отсюда два рейса. После занятий, правда, как рассказали пятиклассники Андрей Пиненко и Инна Самофалова, водитель совмещает рейс, и тогда приходится ждать по четыре-пять часов, а потом набиваться в автобус как селедки в бочку.

В Новожатково сохранилось 127 дворов, и при благоприятной  экономической ситуации они могли бы «поставить» учеников хотя бы для начальной школы. Но норматив не позволит, если не будет придуман или рассчитан новый, применяемый исключительно для школ, работающим в режиме малокомплектных. Где в классе по 7-8 детишек и где учитель, может быть, и не несет такую же, как в полных класс-комплектах, нагрузку, но зато он и ближе к ученику, ближе к своей благородной общественной задаче – воспитать грамотного и полноценного гражданина России.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, «Владивосток»