Все течет, ничего не меняется…

Объявляя “вопросом недели” состояние кровли городских мало- и многоэтажек, корреспонденты “В” готовились к большому количеству звонков. Но телефон “Горячей линии” не умолкал просто ни на минуту…

24 март 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1528 от 24 март 2004

Объявляя “вопросом недели” состояние кровли городских мало- и многоэтажек, корреспонденты “В” готовились к большому количеству звонков. Но телефон “Горячей линии” не умолкал просто ни на минуту…

“Запишите адрес! Мы уже ни на что не надеемся, но вдруг случится чудо?” – так говорили все владивостокцы, в красках живописуя состояние хлипких, худых кровель своих домов.

“Мы живем на девятом этаже дома № 30, что на Сафонова, - рассказал Владимир Плотников.

- С 2001 года с крыши во все квартиры текут реки, настоящие реки – даже при самом маленьком дожде. Несколько раз замыкало проводку, электрощит в коридоре, у соседей люстра взорвалась. Писем в разные инстанции могу вам мешок показать. Сначала нам обещали, что ремонт проведут в феврале нынешнего года, потом – в 2005 году, а теперь и вовсе ответ пришел – у вас в доме есть задолженности по квартплате, поэтому ремонт кровли провести сложно. Интересно! Мы – жильцы последнего этажа – собрали все свои квитанции: ни у кого долгов и пеней нет. Получается, кто-то внизу не платит, а мы должны расплачиваться? И почему?”.

Ответ на вопрос Владимиру Федоровичу, конечно же, не в редакции искать надо... Но что поделаешь, если разуверились горожане в других способах влияния на коммунальные службы? Ведь у каждого позвонившего за спиной - печальный опыт.

КАПЛИ НАД ПАРТОЙ

Последние дни перед каникулами – веселые да задорные! На крыльце школьного здания, что притаилось в глубине спального микрорайона БАМа, колготились мальчишки в распахнутых куртках, девчонки без шапочек и беретов – вылетели на минутку, пока перемена...… Звонок – и нет никого, словно по мановению волшебной палочки...…

Сюда, в детское царство, корреспондентов “В”, к сожалению, привел отнюдь не самый радостный повод. В средней школе № 68, что на улице Иртышской, 40а, беда. Самая настоящая.

- Три года назад, - рассказывает учитель химии Александр Размахнин (это он позвонил на “Горячую линию” и рассказал о проблеме), - сделали в нашей школе капитальный ремонт кровли. Я еще когда работников этих на крыше увидел – с бутылочкой в обнимку, я сразу неладное почувствовал... Поднимался на крышу, сам, собственноручно, заливал швы над своим кабинетом... И вот после того ремонта крыша у нас и потекла... Сразу же.

В кабинете химии шла уборка: ученики 11 “А” драили парты, выметали пыль... Хорошая такая, весенняя “генералка” была бы еще более оптимистичной, если бы картину не портили подносы с водой на столе у доски да тихо сыплющиеся вниз хлопья штукатурки…

Снег на крыше тает, а в кабинете с потолка – в паре сантиметров от лампы дневного света – на учительский стол с нежным стуком капает водичка. Кап-кап... Кап-кап-кап...

- Весь верхний этаж заливает! Когда дожди – потоп, самый настоящий. И у меня, и в кабинете обслуживающего труда, и в кабинете географии. Веду урок, а мне на голову струйка воды течет, - рассказывает Александр Николаевич. – В коридоре света нет – обратили внимание? Где-то провод замкнуло... Ведь на грани мы ходим – стены все время мокрые, не дай бог коротнет... Ведь и у малышей течет... Страшное дело!

В широком школьном коридоре было и вправду немного темновато. Да и запах стоял тяжелый. А симпатичная шпалера с искусственной зеленой веткой никак не могла замаскировать застарелые мокрые желтые пятна на стене...

- Запах! – безнадежно машет рукой пожилой – 61 год! – учитель. – Конечно, плесень кругом да грибок! А когда-то у меня один из лучших кабинетов химии был в городе, я в нем все своими руками делал. Все плесень съедает...… Я вот уж сколько времени от хронического бронхита вылечиться не могу – все перхаю да кашляю. И причину искать – далеко ходить не надо. А ведь здесь дети занимаются...

В 68-й школе Александр Николаевич работает уже 19-й год. Династия Размахниных на все Приморье известна. Почитай без малого 240 лет в общей сложности на ниве народного образования трудились – и отец, и дед, и мать, и Александр Николаевич с женой... Вот только дети их учительствовать не захотели. Времена не те. Нет уважения ни к учительскому труду, ни даже к тому месту, где учится наше будущее – дети...

- Школе 23-й год пошел. Много лет у нас крыша потихоньку протекала, а вот после капитального ремонта как прорвало. Что ж там так хорошо отремонтировали? – изумляется учитель. – У меня в кабинете было замыкание. Провели временную проводку, поверх. Я сам уже многие приборы, которые мог бы ученикам показывать, не включаю – от греха подальше.

Прогулка по четвертому этажу школы № 68 не вдохновила корреспондентов “В”. Рыжие пятна да потеки извести встречали их повсюду  - в кабинетах, в коридорах...

Говорят, школа включена в план капитального ремонта кровли. При слове “капитальный ремонт” 61-летний Александр Николаевич хватается за сердце…

- Я человек бесцеремонный и ничего не боюсь. Возраст у меня не тот, чтоб бояться, - грустно улыбается он. – Все всегда в лицо говорю. Один раз капитальный ремонт нам уже сделали...… Какое уважение может быть у ученика к школе, если на него с потолка капает? Захочет он сюда каждый день приходить?

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ДВОРИК

Талой воде, которой так не хватает во Владивостоке, отнюдь не рады и во дворе дома № 4, что на улице Хабаровской. Сюда с сопок стекают ручьи – и прямиком в подъезды да цоколь. Несут ручьи с собой мусор, всяческую грязь... И дворик, который когда-то был небольшим и чистеньким, постепенно превращается в захламленный и неприветливый.

- Вот смотрите, - говорит Елена Топчий, дозвонившаяся на “Горячую линию “В”, - на этот ливневый колодец. Забит он уже давно всякой грязью да мусором. А выше – вон, видите? – бордюр посыпался, который тоже воду задерживал... И все талые снега, что должны в колодец вдоль бордюра стекать, проходят мимо – прямиком в наш дом. Вот когда первые оттепели начались – мы с соседями воду из подъездов ведрами вычерпывали, отводную канаву рыли, камни таскали, чтоб хоть как-то ее остановить. Вон на косогорах она уж русло себе пробила, да не одно...… И все к нам... В подвалах сырость, а в детской библиотеке, что расположена в цокольном этаже третьего подъезда, просто дышать нечем.

Да, путь к хранилищу знаний и вместилищу литературы выглядит не самым презентабельным образом. Мусор из контейнеров, подолгу не вывозящийся, разлетается, гонимый ветром, по двору. И эффектно вмерзает в грязный лед у подъездов...

- Ехали как-то мимо два экскурсионных автобуса с китайскими туристами, - говорит Елена Дмитриевна. – Они высунулись в окна, все на нашу сторону глядят, пальцами на эти контейнеры да грязь тычут и смеются. Господи, как же мне обидно было! Аж до слез! За страну мою, за город, за то, что 30 лет живу я в этом доме, и все только рушится, рушится...

Многое еще показала корреспондентам “В” Елена Топчий. Лестницу с разрушенными ступеньками, на которой то и дело бьются люди. Подвал, в котором живут бомжи и раз в месяц регулярно устраивают пожар... Лед у подъездов... Заливаемую ручьями электрощитовую... Словом, как это ни печально, типичную владивостокскую картину...

Только вот кто все это убирать да приводить в порядок будет? Чтобы шли дети в библиотеку по зеленому чистому двору…

Адреса текущих кровель:

Амурская, 5
Острякова, 6
Адмирала Кузнецова, 92
Некрасовская, 92
Интернациональная, 63
Проспект “Красного знамени”, 90
Давыдова, 28в
Гамарника, 9
Сабанеева, 15
Калинина, 217

Список будет продолжен!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»