Клады, которых не было

Месяц назад сначала южнокорейские, а с их подачи и российские СМИ распространили сенсационную новость: возле острова Уллындо (вблизи Корейского полуострова) найден затонувший во время русско-японской войны крейсер «Дмитрий Донской», в трюмах которого находится огромный груз золотых слитков, измеряемый чуть ли не миллиардами долларов. Редкая газета в России и в Южной Корее не взбудоражила этим сообщением умы своих читателей.

10 июль 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1389 от 10 июль 2003

Месяц назад сначала южнокорейские, а с их подачи и российские СМИ распространили сенсационную новость: возле острова Уллындо (вблизи Корейского полуострова) найден затонувший во время русско-японской войны крейсер «Дмитрий Донской», в трюмах которого находится огромный груз золотых слитков, измеряемый чуть ли не миллиардами долларов. Редкая газета в России и в Южной Корее не взбудоражила этим сообщением умы своих читателей.

Репортеры даже сообщили о том, что уже готовится специальная экспедиция, для организации которой сразу нашлись мощные финансовые источники. Между тем, по мнению нашего постоянного автора, известного знатока истории Дальнего Востока Юрия ФИЛАТОВА, в этот раз (а в кладоискательстве это происходит в 99 случаях из 100) любители приключений наткнутся на пустышку…

Клады привлекали людей всегда. Их искали и в гробницах фараонов, и в замках крестоносцев, и в пещерах Жигулевских гор. Но больше всего доверия внушают людям сокровища погибших кораблей. Узнав у Жюля Верна о сокровищах галеонов бухты Виго, любители начинают обшаривать дно близлежащего пруда.

Еще больший азарт вызывают телевизионные сообщения о найденных документах, свидетельствующих о наличии золота на корабле, лежащем на дне моря. Сразу же создаются компании по поиску корабля, по подъему сокровищ.

Примером тому может служить создание в 1915 году проходимцем Беньямином Ливиттом «Компании Ливитта по подъему золота с «Лузитании». В рекламных проспектах говорилось: «Мы поднимаем золото с «Лузитании». В кладовой судна пять миллионов долларов чистого золота. Нами установлено, что помимо этой суммы в сейфе судового казначея хранится один миллион долларов в виде бумажных денег и брильянтов. С нашим водолазным костюмом поднять золото очень легко. Средняя прибыль вкладчиков составит 20:1. Присоединяйтесь, и ваше имя войдет в анналы истории». Акции стоимостью 5 долларов за штуку расходились как блины на Масленицу. В самый короткий срок в руках Ливитта и его помощников оказались десятки миллионов. Для придания солидности Ливитт арендовал старую деревянную шхуну «Блейкли», владельцу которой обещали заплатить 10 000 долларов, но из золота, поднятого с «Лузитании». А дотошные журналисты выяснили, что никакого золота на погибшем пароходе не было. И точное место гибели его никому неизвестно. Но Ливитт с миллионами к тому времени успел исчезнуть. Сама «Лузитания» была найдена через 20 лет, в 1935 году, английским спасательным судном «Орфир».

То же самое можно сказать о золоте, якобы хранящемся в трюмах крейсера 2-й Тихоокеанской эскадры «Дмитрий Донской», сумевшего вырваться из Цусимского боя, но до Владивостока не дошедшего.

Старый (построенный в 1883 году как броненосный фрегат) тихоходный (предельная скорость 16 узлов), переведенный в крейсера II ранга «Дмитрий Донской» был включен в состав эскадры только для охраны транспортов. В бою броненосцев корабль не участвовал, но попал под обстрел тяжелых крейсеров. Огрызаясь от японских миноносцев огнем из своих шести 6-дюймовок (у «Варяга» таких было 12), крейсер сумел проскочить через Корейский пролив в Японское море. По пути его команде пришлось участвовать в перегрузке адмирала Рожественского с контрминоносца «Грозный» на контрминоносец «Бедовый», принять к себе на борт более 200 моряков с погибшего броненосца «Ослябя», потом, во время перехода, принять еще моряков «Буйного» и топить его. На все это ушло более 5 часов.

Рыскавшая в море в поисках русских эскадра адмирала Уриу у острова Дожелет все же настигла русский крейсер. Умело маневрируя, тяжелораненый командир корабля капитан I ранга Лебедев сумел укрыться в тени острова у одной из бухт. Команды «Донского», «Осляби» и «Буйного» были переправлены на берег.

Содержимое судовой кассы распределили между спасшимися. Несколько матросов под командованием старшего офицера капитана II ранга Блохина отвели на остатках пара в котлах корабль на полторы мили к востоку от острова и открыли кингстоны. В наглухо задраенной кают-компании остались только тела погибших в бою. Точка затопления крейсера была нанесена на карты, как русские, так, естественно, и японские.

А теперь поговорим о появившейся на радио и телевидении информации. Во-первых, нигде, никто и никогда золотом ни за что не платит. Платят только деньгами, а золото - это товар, который иногда передают в банк в обеспечение займа. Его перевозят во время войны на боевых кораблях, но никогда на судне, идущем в бой. Корабль с таким грузом всегда выбирает дорогу подальше от войны и идет прямиком в страну, где находится банк займодателя.

Во-вторых, эскадре, планирующей закупки в иностранных портах, конечно, выдается некоторая сумма в свободно конвертируемой валюте, например в английских фунтах, но она распределяется между судами эскадры и бывает весьма незначительна. За все время похода командир эскадренного броненосца получил чуть больше 1500 фунтов стерлингов. Основной расчет с поставщиками велся ее командованием через посреднические конторы, а им просто выдавались расписки или банковские чеки.

Золота в виде слитков на крейсере «Дмитрий Донской» не могло быть никогда и вот почему. Крейсер шел во Владивосток, надежно связанный с Россией железной дорогой, и отправлять золотые слитки на нем не было никакой необходимости. Слух о золоте на «Дмитрии Донском», как и разговоры «о золоте Колчака» и многие им подобные, относится к числу легенд, и его хотят найти все, кроме правительства тех стран, которым оно принадлежало. Вспомните легенду о золоте на английском пароходе «Черный принц», погибшем в Балаклавской бухте во время Крымской войны. Его искали все, кроме англичан.

Искателей сокровищ не смущало даже то, что парохода с таким названием в английской эскадре вообще не было. Был просто пароход «Принц», который должен был доставить в Крым 60000 соверенов командованию английского экспедиционного корпуса. Это золото и искали на дне Балаклавской бухты. А в Лондонском банке хранилось донесение английского резидента в Стамбуле Джона Вильяма Смита: «Вместе с судном «Принц» пришла накладная на шестьдесят тысяч соверенов (соверен - золотая монета достоинством 1 фунт стерлингов). И хотя я не имел специального приказания в отношении распоряжения этими деньгами, тем не менее я взял на себя ответственность выгрузить их утром в воскресенье в Константинополе и таким образом спас их».

Правда, это сообщение англичане хотя и не засекретили, но до сведения мировой общественности не довели. Потому и погорели на поисках этих соверенов многие. В том числе и японцы.

А вот желающих поднять со дна Уссурийского залива остатки пароходика «Варягин», в трюме которого, по сообщению нынешних газет, везли в Шкотово несметные сокровища, почему-то не появилось, хотя глубины там считают на метры. Просто знали в то время горожане, что вез пароходик.

О «золоте Колчака» и говорить нечего. О нем не говорил только ленивый. В нашем городе жаждущие обогатить себя и родину искали его на чердаках и в подвалах от Улисса до Второй Речки, в Сибири от Иркутска до Владивостока, а также и в Монголии.

Жаль, но почему-то кладоискателей совершенно не интересует исчезнувшее золото чжурчжэней. А зря. Тайны и романтики здесь гораздо больше, и тайга, где его можно поискать, всегда под боком.

Желающие, конечно, могут попытать свое счастье в поисках золота на «Дмитрии Донском», но они должны помнить одно. На подобного рода любителей сокровищ не распространяется действие евангельской заповеди «Просите, и дано будет вам; ищите и обрящете». В этих случаях, как правило, больше теряют, чем находят.

Автор: Юрий ФИЛАТОВ, специально для «В»