В беззвучном мире

Наша рубрика посвящена детям, оставшимся без семьи. Кому-то из них везет – находятся приемные родители, других берут под опеку или просто приглашают время от времени погостить. Как правило, речь идет о здоровых малышах. Тяжело больных в лучшем случае отправляют за рубеж, но и иностранцы не решаются взять в семью инвалидов по зрению или слуху. Судьба таких ребятишек особенно тяжела. Именно для них в краевой школе первого типа (то есть для глухих) создана группа детского дома.

20 июнь 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1378 от 20 июнь 2003

Наша рубрика посвящена детям, оставшимся без семьи. Кому-то из них везет – находятся приемные родители, других берут под опеку или просто приглашают время от времени погостить. Как правило, речь идет о здоровых малышах. Тяжело больных в лучшем случае отправляют за рубеж, но и иностранцы не решаются взять в семью инвалидов по зрению или слуху. Судьба таких ребятишек особенно тяжела. Именно для них в краевой школе первого типа (то есть для глухих) создана группа детского дома.

Работает эта школа уже не один десяток лет. Но только в этом году детдомовская группа выросла до 12 человек, раньше в ней было от силы четыре-пять. «Слишком много стало асоциальных семей, - говорит директор Валерий Грачев, - и вряд ли в ближайшем будущем уменьшится число наших подопечных, находящихся полностью на государственном обеспечении». Валерий Семенович прав – перспективы у страны безрадостные. Больной ребенок, конечно, может родиться и в самой благополучной семье, однако алкоголики значительно чаще «ломают» наш генофонд. Яркий пример тому – семья С., трое отпрысков которой находятся сейчас в школе. Девочкам по 7 и 11 лет, мальчику девять. Учатся они в одном классе, потому что родителям было абсолютно наплевать на своих чад, спасибо хоть кормили. Читать, считать, писать малыши не умели и вообще, по рассказам педагогов, напоминали Маугли – самых элементарных жизненных навыков не имели. А оказались хорошими ребятишками – никаких хлопот воспитателям не доставляют, со школьной программой справляются вполне успешно и даже научились красиво писать. Не забери их государство – пропали бы.

Глухим детям особенно тяжело в нашей жизни, им повышенное внимание требуется. Даже трудно представить, как развивается ребенок, не получая звуковой информации, ведь мир наш полон звуков, которые обучают. Мамина песенка перед сном, радио, общение с соседом… Они растут в своем беззвучном мире и поэтому несколько замкнуты. Правда, тут со мной не согласился директор. «Да не замкнутые они, - возразил Валерий Семенович, - просто глухие». И начал рассказывать о том, что на базе школы проходят всевозможные олимпиады и конкурсы, о том, что его дети выезжают в лагеря отдыха, что их забирают в гости воспитатели детского сада для глухих, куда до школы ходили ребятишки. Чувствовалось, что директор гордится своими воспитанниками. Недаром же сразу сообщил, что выпускные экзамены в этом году школьники сдают успешно, а на испытание по выбору взяли не только историю и биологию, но даже физику. Пройдя по школе, я согласилась с собеседником – действительно, замечательные ребята.

Тем не менее им тяжело будет адаптироваться во взрослой жизни. Конечно, те, у кого заботливые родители, продолжат обучение, им купят сверхдорогие слуховые аппараты, они – пусть и с большим напряжением, чем здоровые, – утвердятся в мире. А что ждет сирот при живых родителях? Некоторое время о них еще позаботятся – отправят в Челябинск, где в специальном училище можно получить профессии токаря, фрезеровщика, швеи. Кстати, у этого учреждения налажена хорошая связь с межшкольным комбинатом Советского района Владивостока, где мальчики, к примеру, учатся автоделу. Что дальше? А вот это и есть самый больной вопрос. Здоровые-то не всегда могут работу найти. В последнее время жители Владивостока часто видят глухонемых юных продавцов открыток. Сколько я ни пыталась с ними пообщаться, узнать, кто их по рабочим местам расставил, кто ими руководит, пишут – телефона не знаем, хозяйка приходит в разное время. Вот и Валерий Семенович ничего об этой «фирме» сказать не смог, хотя среди торговцев видел уже своих бывших учеников. Только сокрушенно пожал плечами: «Выживать-то им надо, пенсии маленькие, да и делом хочется заниматься».

Наша страна непростительно равнодушна к слабым. Образование, правда, дает, но в дальнейшую жизнь бросает, как щенят в речку – если выплывут, их счастье. У глухих сирот остается надежда только на энтузиастов – таких, например, как Любовь Сылка, возглавляющая компанию «Святозар». Но, как бы она ни крутилась, всех инвалидов рабочими местами не обеспечит.

Почему мы такие? Почему не мы, русские, работаем рядом с глухими детьми, а иностранцы? Сейчас, например, в школе у Грачева группа австралийских волонтеров трудится. Дэвид Шутари сам глухой, у Хэзер Стэнтон дочь – инвалид, остальные слышат нормально. Приехали к нам, чтобы вместе с детьми ремонт здания сделать, пообщаться, познакомиться. С утра белят-красят, после обеда играют, что-то мастерят с ребятами из материалов, которые с собой привезли. Общий язык быстро нашли – жесты, мимика помогают. И ребята их не стесняются, а при нас смущались – не хотели говорить, хотя их этому учат. Конечно, им легче общаться на языке жестов, слова складываются с трудом, но понять глухих не составляет труда – их произношение просто более «механическое».
Скоро в этой школе, как и во множестве других, будет выпускной бал – ребята выйдут в новую, уже самостоятельную жизнь, полную трудностей, разочарований, но и побед, преодолений. В классах останутся маленькие – те, кому еще можно помочь, поддержать, те, кто нуждается в нашей дружбе. Хорошо, конечно, когда иностранцы приезжают – спасибо им, но мы ведь ближе.


Порадуемся вместе

В июле прошлого года мы писали об этой малышке: «Саша родилась в феврале 99-го, родительских прав на нее отец и мать лишены. Воспитатели сумели сгладить негативные воспоминания девочки. Теперь это подвижный, доверчивый и очень любознательный ребенок. Она настолько обаятельна, что невозможно пройти мимо, не погладив малышку по голове».

Нашлись люди, у которых дрогнуло сердце при взгляде на фотографию, – недавно девочка обрела семью, став очередным «крестником» «В». Теперь у нее есть мама, а раньше с этим словом Сашенька бросалась ко всем женщинам. Ее очень любят в новой семье, а любовь, как известно, способна окрасить мир в яркие цвета. Девочка стала счастливой, как и положено всем детям на земле. Мы же счастливы вместе с ней.
 Корреспонденты «В» уже сбились со счета, перестав вести учет своих «крестников». Но каждая устроенная судьба для нас большая радость. Так хочется, чтобы все дети могли с полным правом произносить самое важное в жизни слово – мама.

Найди меня

В уссурийском доме ребенка несколько малышей до года ждут приемных родителей – биологическим мамам-папам они оказались не нужны. Их всех бросили сразу после рождения – родили и написали отказ. Невозможно понять, зачем девять месяцев под собственным сердцем носили и стук маленьких сердечек слушали.

Ребятишки пока мало чем отличаются друг от друга, и рассказать о них почти нечего. Один общительный, тянется к ласке, другой с интересом рассматривает себя в зеркале, третий спокойный, совсем не доставляет хлопот воспитателям, четвертый соответствует по развитию своим трем месяцам. Один из них оказался просто лишним – родители решили, что третьего ребенка «не потянут». Правда, пришли они к такому выводу только после того, как малыш увидел свет.

А вот Андрюше исполнилось уже три года, его сестренке Марине год. Родительских прав отец и мать лишены. Маринка растет очень веселой, общительной, отзывчивой на ласку. Андрей – серьезный мужичок, задумчивый, очень хочет к маме. Когда забирают других детей, он оставляет игры, садится на стульчик и печально наблюдает
за сборами.

Телефон отдела правовой защиты интересов детей правления образования Уссурийска - 2-35-36, департамента образования и науки администрации ПК - 400-400, представительства Всемирной ассоциации детей и родителей - 319-746.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток", совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей