Мы говорим «Дерсу» – подразумеваем «Арсеньев»

К имени В. К. Арсеньева как писателя и мастера особого жанра мировой литературы – этнографической прозы – впервые за многие годы обратились приморские исследователи.

5 июнь 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1370 от 5 июнь 2003

К имени В. К. Арсеньева как писателя и мастера особого жанра мировой литературы – этнографической прозы – впервые за многие годы обратились приморские исследователи.

На этот раз событием стала защита в ДВГУ диссертации по теме “В. К. Арсеньев: творческая индивидуальность писателя. Жанровое своеобразие прозы” преподавателем Уссурийского пединститута Натальей Плотниковой. Возможность заглянуть в закрытые долгие годы архивные материалы, оценить наследие ученого и писателя объективно, без идеологических рамок ставит научную работу в особый ряд.

Безусловно, труды Арсеньева – не только наше дальневосточное достояние, но и национальное, и мировое. Ученый сумел создать не просто очерки о путешествиях, полные этнографических и других научных сведений, но и ярчайший образ “лесного человека”, удэге. Причем сделал это с такой любовью, что оставил Дерсу Узала в “золотом фонде” любимых героев тысяч людей по всему миру. Даже японец Куросава создал замечательный фильм…...

Казалось бы, интерес ученых к Арсеньеву в последние годы не угасает. Изданы хоть и единичные, но по-своему замечательные биографические работы: жизнь, творчество Арсеньева, трагедия семьи уже после его смерти, судьба дочери, которая провела долгие годы в лагерях, жены, расстрелянной в 1937 году и реабилитированной посмертно...…  Однако такого рода работы лишь острее ставят проблему: настала пора переиздать собрание сочинений ученого и писателя - в последний раз шеститомник его работ вышел аж в 1947 году! И для Приморья это было бы делом чести.

Автор: Отдел гуманитарных новостей «В»