Коммуналку подвели под закон

Отсутствие тепла, отключение электроэнергии, отвратительное качество воды, разбитые подъезды и текущие крыши... Как правило, нам объясняют это тем, что нет денег на решение вышеупомянутых проблем. Надежды чиновников на жилищно-коммунальную реформу не оправдались: постоянный рост тарифов и как следствие рост уровня коммунальных платежей видимых результатов не дают. Одни граждане просто перестали платить, в том числе и по причине недовольства качеством предоставляемых услуг, другие принялись активно защищать свои права потребителей услуг во всевозможных инстанциях. 29 мая 2002 года законодательным собранием Приморского края был принят закон «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере». На вопросы читателей ответил заместитель председателя комитета о экономической политике и собственности Приморского законодательного собрания Александр Мамошин. Сегодня мы публикуем ответы, которые касаются непосредственно вышеназванного закона.

29 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1274 от 29 нояб. 2002
Отсутствие тепла, отключение электроэнергии, отвратительное качество воды, разбитые подъезды и текущие крыши... Как правило, нам объясняют это тем, что нет денег на решение вышеупомянутых проблем. Надежды чиновников на жилищно-коммунальную реформу не оправдались: постоянный рост тарифов и как следствие рост уровня коммунальных платежей видимых результатов не дают. Одни граждане просто перестали платить, в том числе и по причине недовольства качеством предоставляемых услуг, другие принялись активно защищать свои права потребителей услуг во всевозможных инстанциях.
29 мая 2002 года законодательным собранием Приморского края был принят закон «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере». На вопросы читателей ответил заместитель председателя комитета о экономической политике и собственности Приморского законодательного собрания Александр Мамошин.
Сегодня мы публикуем ответы, которые касаются непосредственно вышеназванного закона.

- Здравствуйте, Александр Сергеевич. Меня зовут Павел Андреевич. Проживаю во Владивостоке. Сегодня у нас в городе много говорят о договорах найма, которые мы должны заключать с мэрией, чтобы можно было требовать от нее качественных услуг. Но говорят-то давно, а кто-нибудь видел в глаза этот договор?

- Типовой договор найма является приложением к закону. Достаточно важный момент: к договору должен прилагаться паспорт с точной информацией о вашем жилье. Кроме того, в договоре указывается, какие услуги должен предоставлять вам исполнитель. Понятно, что если человек недоволен ни качеством жилья, ни качеством услуг, то он не подпишет договор. Значит, исполнитель вынужден привести все это в соответствие с нормативами.

- Видимо, мы сейчас говорим о договорах с теми гражданами, которые не являются собственниками жилья. А если я живу в приватизированной квартире? Что об этом говорится в новом законе?

- Действительно, мы говорим о договоре найма, который исполнитель услуг заключает с гражданами, не являющимися собственниками жилья. Таких в крае около 40 процентов. С вами, если вы проживаете в приватизированной квартире, но государственном или муниципальном жилищном фонде, должен заключаться договор на обслуживание. Такие же договоры заключают с собственниками жилых помещений, проживающими в коллективном жилищном фонде (имеются в виду жилищные кооперативы и товарищества собственников жилья).

- А кто должен быть инициатором заключения договора?

- Как и "Правила предоставления коммунальных услуг", утвержденные правительством РФ в сентябре 1996 года, новый краевой закон оговаривает, что именно исполнитель услуги (в нашем случае это городская администрация, "Дальэнерго" и пр.) обязан своевременно принимать все меры по заключению соответствующего вида договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг и техническое обслуживание жилья. Причем в статье 4 сказано, что договор найма должен быть заключен в сроки, не превышающие шести месяцев со дня официального опубликования данного закона. В нашем случае это январь 2003 года.

- А если все-таки это не будет выполнено? Ведь потребуются немалые затраты, и вряд ли муниципальные образования смогут выделить такие средства в одночасье.

- В этой же статье говорится о том, что при нарушении этого срока исполнителем граждане имеют право на отсрочку платежей за ЖКУ на весь период до момента фактического заключения договоров.

- Оговариваются ли договором условия, при которых может быть снижена плата за некачественные услуги?

- Да. Этот перечень также является приложением к типовому договору.

- Спасибо за разъяснение. Честно говоря, не думаю, что, добившись от администрации заключения этих договоров, мы сразу заживем лучше, но знать о своих правах нелишне.

- Согласен с вами.

- "Прямая линия"? Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что говорится в принятом законе о социальной норме жилья? Слышала, что сверх социальной нормы допускается наличие каких-то метров.

- Социальная норма площади жилья в Приморском крае составляет: 33 кв. м общей площади жилья - на одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из двух человек, 18 кв. м - на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек. Для отдельных категорий граждан (оговоренных в законодательном порядке) при установлении дифференцированных ставок на оплату жилья и отопления (в крае они действуют) дополнительная жилплощадь не считается сверхнормативной. Для остальных граждан сверхнормативной площадью считается та, что превышает социальную норму и добавочные 15 кв. м на семью. Здесь же сказано, что если площадь не превышает 10 кв. м от предельной площади, то она не считается сверхнормативной.

- А что говорится о льготниках? Я ветеран труда.

- Если в том нормативно-правовом акте, который устанавливает вашу льготу (к примеру, закон о ветеранах), не указывается площадь, в пределах которой эта льгота действует, нет ссылок о ее распространении на членов семьи, то скидка при оплате распространяется на норму для одиноко проживающего гражданина. Конкретно, что положено при имеющейся у вас льготе, вам скажут в отделе льгот. Не забудьте, что действовать льгота начнет с того времени, как вы предъявите в эту организацию подтверждающие документы.

- А если льгот несколько?

- В данном случае выбирается одна льгота, дающая наибольшую скидку при оплате.

- Меня выбрали старшим по дому. Наш дом в Почтовом переулке построен в 1912 году и теперь находится в аварийном состоянии. Мы обратились в городское управление ЖКХ еще 20 марта этого года. Нам сообщили, что направлено письмо о необходимости предоставления справки о процентной изношенности жилья. Но с тех пор нет ни справки, ни действенных решений нашей проблемы.

- Ст. 11 закона ПК гласит о том, что если собственник жилья, в вашем случае муниципалитет, не выполняет работы по поддержанию надлежащего состояния дома, то вы вправе требовать уменьшения платежей за содержание и текущий ремонт.

Кроме того, в 6-й статье предусмотрено, что если ваше жилье, находящееся в государственном, муниципальном управлении, в законном порядке признано ветхим, аварийным, то жители от платежа за капремонт освобождаются. Значит, вам нужно обязательно довести до конца процесс оформления документов по признанию вашего дома аварийным. Тогда вы сможете смело апеллировать к закону.

- А при каком проценте износа дом считается таковым?

- При 70 процентах.

- Меня зовут Петр Андреевич. Обращаюсь к вам от имени всех жильцов нашего дома. В этом году мы сделали ремонт в подъезде своими силами. Как мы должны теперь оплачивать ремонт мест общего пользования?

- По закону вы вправе самостоятельно устранять недостатки вашего жилья за свой счет и требовать впоследствии уменьшения платежей на сумму затрат. Для этого необходимо написать заявление в управление ЖКХ. Но прошу обратить внимание на то, что смета ваших работ не должна превышать той, что составляется жилищниками, поскольку компенсировать затраты вам будут по последней. И если вы решите сделать в подъезде евроремонт, оплачен он будет как обычный.

- Здравствуйте. Это жительница Владивостока Альбина Федоровна Зайцева. У меня в ванной нет змеевика. Получается, что она не отапливается. Почему же эта площадь входит в плату за тепло?

- Такие вопросы задают достаточно часто. Вспоминают еще и про прихожую, в которой тоже нет батареи. Но разве в вашей ванной такой же температурный режим, как на улице или лестничной клетке? Нет. Поэтому и ванная, в которой, кстати, есть трубы горячего водоснабжения, и прихожая входят в понятие общей жилой площади и учитываются при расчете платежа за тепло.

- Здравствуйте. Меня зовут Максим. Недавно пытался добиться снижения оплаты за плохое качество воды. Выяснилось, что во Владивостоке в списке условий снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг такой вид, как качество холодной воды, не предусмотрен.

- В приложении к предусмотрено снижение оплаты, если состав и свойства воды не соответствуют установленным нормативам. И условия снижения устанавливаются органами местного самоуправления. Но речь идет о горячей воде. О холодной ни в правительственном документе, ни в местном (окончательный вариант был принят постановлением главы города № 2186 от 30.11.2000 г.) ни слова не сказано. Хотя я с вами согласен: качество холодной воды в крае вызывает опасения и платить за нее как за нормальную несправедливо.

- Здравствуйте. Сейчас говорят, что создание товарищества собственников жилья может обернуться благом для жильца. Понятно, что для домов-новостроев это, может, и хорошо. У них коммуникации новые, крыши не текут. Пластиковые окна и хорошо отделанные стены помогают тепло экономить - квартплата от этого может быть ниже, чем в целом по городу. А как можно заинтересовать жителей обычной , не ремонтировавшейся десятилетия? Там, только чтобы крышу залить, жильцам придется не один год деньги собирать.

- Проблемы, о которых вы сейчас говорите, существуют. Но они решаемы. При передаче дома в собственность жильцов бывший собственник, к примеру, муниципалитет, обязан предоставить все тот же паспорт, в котором должно быть отражено реальное состояние вашего дома, в том числе указаны сроки, когда дом в последний раз ремонтировали. И вы вправе спросить с собственника по закону, если этого ремонта не было свыше положенного срока. Но это только одно. Кроме того, став собственником дома, жильцы при правильном, умном управляющем могут иметь деньги на счету не только от коммунальных платежей. Аренда того же подвала, земли, прилегающей к дому, предоставление стен дома для рекламных счетов и прочее - все это реальные источники дополнительного финансирования. Действительно, я считаю, что будущее коммунальной реформы именно за такими объединениями, как ТСЖ и ЖСК, поскольку это цивилизованные договорные отношения, это финансовая самостоятельность, это развитие конкуренции между предприятиями - поставщиками услуг, а любая конкуренция заставляет не только работать лучше, но и сдерживать цены на услуги.

- Слышал, что создана краевая инспекция, призванная контролировать ситуацию в ЖКХ. Где ее найти при необходимости?

- Вы имеете в виду государственную жилищную инспекцию ПК, одной из функций которой как раз и значится защита интересов потребителей коммунальных услуг. Она находится по адресу: Алеутская, 16.

Автор: Елена МАНИНА, Вячеслав ВОЯКИН (фото) «Владивосток»