Моральный кодекс строителя капитализма

Идеалисты могут начинать бросание чепчиков в воздух. На прошлой неделе Государственная дума приняла в первом чтении проект Кодекса поведения государственных служащих РФ, предложенный группой депутатов. Сей шедевр законотворчества вводит экзотическое доселе понятие добросовестного служебного поведения и призван выпестовать в России генерацию честных чиновников.

24 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1171 от 24 май 2002
Идеалисты могут начинать бросание чепчиков в воздух. На прошлой неделе Государственная дума приняла в первом чтении проект Кодекса поведения государственных служащих РФ, предложенный группой депутатов. Сей шедевр законотворчества вводит экзотическое доселе понятие добросовестного служебного поведения и призван выпестовать в России генерацию честных чиновников.

Само стремление превратить нормы честности, бескорыстия и справедливости в правила служебного поведения, пожалуй, может вызвать уважение. Однако впечатление законопроект производит довольно нелепое. Прежде всего в глаза бросается то, что до сих пор, видимо, государственных и муниципальных служащих никто не обязывал быть особенно моральными. И всевозможные злоупотребления служебным положением вроде принятия взяток и лоббирования собственных интересов недопустимыми не считались.

Во-вторых, не совсем ясно, кто будет определять границы этики. Если бы можно было раз и навсегда определить, что является справедливым и честным, наверное, нам жилось бы немного легче. Но реальность шире любого закона, тем более что вопросы нравственности – материя невесомая, «штучная», а порой субъективная.

Наконец, в сознании масс настолько укоренилась отрицательная окраска понятия «чиновник», что многие статьи законопроекта вызывают улыбку. Мол, госслужащий не должен получать «ненадлежащую выгоду». Не должен давать волю своему частному интересу. Обязан быть беспристрастным и политически нейтральным. Не должен принимать подарков и приглашений (однако «обычное гостеприимство» и «личные подарки» допускаются, в то время как границы этого «обычного» никак не очерчиваются).

Неудивительно, что многие склонны считать принятый в первом чтении документ очередным мертворожденным ребенком российского законодательства. И все-таки замечу, что чиновникам не помешает если не на груди носить кодекс, то хотя бы ознакомиться с ним. И тут очень характерно то, что в правительстве и президентской администрации к инициативе думцев отнеслись с плохо скрываемым раздражением. Представители исполнительной власти сказали, что депутатам следовало бы начать с кодекса поведения самих народных избранников.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»