Нескучная школа

Вы когда-нибудь видели живой Интернет? С постоянно занятым важными делами сервером, с протоколами Сети, увлеченно разделяющими письма на блоки, с похожим на Шварценеггера провайдером, который один в силах дать, например, влюбленным возможность обменяться нежными посланиями? Я – видела. На сцене Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования – во время финального этапа конкурса “Учитель года-2002”.

15 май 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1165 от 15 май 2002
Вы когда-нибудь видели живой Интернет? С постоянно занятым важными делами сервером, с протоколами Сети, увлеченно разделяющими письма на блоки, с похожим на Шварценеггера провайдером, который один в силах дать, например, влюбленным возможность обменяться нежными посланиями? Я – видела. На сцене Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования – во время финального этапа конкурса “Учитель года-2002”.

Если у тебя есть идея

Ребята из школы № 4 села Монастырище Черниговского района инсценировали то, как работает Интернет, не столько из любви к искусству, сколько по причине суровой прозы жизни: в их школе компьютеры к всемирной Сети не подключены…...

Татьяна Селихова, учитель информатики, село Монастырище, 3-е место, в школе 6 лет:

- Кажется, что мой предмет – не самое подходящее поле для театральных постановок, дискуссий, проблемных уроков. Но это только на первый взгляд. Как мне было объяснять ребятам работу в Интернете, если у нашей школы нет выхода в Сеть, - вооружиться скучными таблицами и прочими графиками? И я написала маленькую пьесу о влюбленных, живущих на разных берегах океана, и о том, как Интернет помогает им писать письма друг другу. Я считаю, что театрализация – один из важных приемов в работе учителя. Во-первых, дети, играя, не только понимают значимость расшифровываемого термина, но и моделируют свою будущую профессию, обучают других...… Кроме того, театрализация – прием технологичный, повторяемый, моим опытом смогут легко воспользоваться другие.

Все начинается с вопроса

Переубеждать человека, твердо уверенного в том, что обычная российская школа в частности и среднее образование вообще находятся сегодня в состоянии стагнации, - в общем-то бессмысленно. Мы так часто слышим о том, что школы выживают лишь за счет педагогов-пенсионеров, что там давно нет творчества, что нищие преподаватели ненавидят своих учеников и спешат поскорей да абы как отвести уроки, что уже привыкли к этим фразам и даже не пытаемся выяснить, сколько в них процентов правды. Три? Пять?

Ольга Титарова, учитель истории и обществознания, село Новонежино, 2-е место, в школе 10 лет:

- Мои ученики в конце урока оценивают нашу совместную работу по векторам: Я - активно работал? допускал ошибки? что узнал? МЫ – как помогли мне учитель, одноклассники, как я помог им? РЕЗУЛЬТАТ – понят ли материал, узнал ли я больше? Подобные простые вопросы помогают оптимизировать работу. Вообще я люблю использовать разные, как сейчас говорят, “фишки” в рамках традиционного урока: провожу проблемные уроки методом познавательного диссонанса – то есть заставляя ребят мыслить “от противного”. (Во время творческой мастерской Ольга Васильевна предложила публике доказать, что незнание – сила. Завязался оживленный спор: “Правильно! Меньше получаешь знаний – больше остается свободного времени!” – “Для чего?” – “Как для чего? Для того, чтобы общаться с друзьями, ходить в кино!” – “То есть получать знания?” – “Ну… да”. В итоге выяснилось: сила незнания – в толчке к получению новых знаний. – Прим. авт.) Словом, я хочу научить ребят критически мыслить. Когда я только начинала работать в школе, содержание некоторых учебников входило в противоречие с тем, что говорили вокруг о культе личности, о репрессиях...… Поэтому я стараюсь учить своих ребят работать с первоисточниками, не полагаться на чье-то мнение, рассматривать любой факт в системе.

Кроме того, считаю, что нельзя преподавать историю как некую абстрактную науку, поэтому вместе с ребятами разрабатываю проект “Моя семья в истории большой и малой Родины”, где мы стараемся проследить, как переплетены судьбы родных и близких моих учеников с историей страны. Вот, например, Юля Трепалина, моя ученица, написала целую работу о своем прапрадеде – участнике русско-японской войны.

Главное – гореть!

Татьяна Незаметдинова, учитель русского языка и литературы, Владивосток, финалист конкурса, в школе – 16 лет:

- Я не могу вам объяснить, почему на моих уроках дети не скучают. Люблю свой предмет, люблю то неповторимое ощущение полета, которое возникает, когда я открываю книгу. Я стараюсь поделиться этим чувством со своими учениками. Поэтому мне нельзя прийти в класс злой, раздраженной, мне приходится гореть! Я преподаю литературу не как школьный предмет, а как вид искусства, как музыку. На уроках развития речи мы сочиняем сказки, описываем совместные поход на форты крепости, поездку на остров Русский – я уверена, что занятия, построенные на живых впечатлениях, на пережитом, будут более эффективными.

И на Земле мы все – родные

Правда ли, что слова “жертва” и “жрать” – родственные, а жених и невеста на свадьбе одеты в белое и черное, потому что это траурные наряды, а во время свадьбы в человеке умирает ребенок и рождается взрослый? Ребята, посещающие клуб юных археологов “Резерв” в центре дополнительного образования города Уссурийска, ответы на эти вопросы находили сами.

Дмитрий Бровко, педагог дополнительного образования (клуб “Резерв”), Уссурийск, “Учитель года-2002”, педстаж – 11 лет:

- Я учу своих воспитанников ощущать себя частью мира, видеть его целиком, минуя условности, это, если хотите, моя глобальная цель. Каждый год мы с ребятами выезжаем в экспедиции в деревню Кроуновку, где работаем на раскопках поселений каменного и бронзового веков. Я считаю, что активное вовлечение детей в археологическую работу – лучшее средство научить их мыслить, увидеть, что все в мире взаимосвязано, что у каждого есть корни, что каждый человек замешан на традициях, религии, обрядах, идущих из глубокой древности. Я говорю ученикам: “Здравствуйте, родные мои!” и доказываю, что мы действительно из одного – очень древнего – рода. Самое большое счастье мое – когда на раскопках, достав из земли первую свою находку, ученик вопит во всю силу легких – от восторга прикосновения к тайнам истории. Ребята, с которыми я работаю, никогда не станут Иванами, не помнящими родства.

Татьяна Черных, воспитатель-эколог, Владивосток, финалист конкурса, педстаж 7 лет:

- Моя программа называется “Эмоционально-чувственное, волевое развитие ребенка”, проще говоря, это воспитание чувств. Большая часть моей программы – экологическая, я хочу с младых ногтей привить детям понимание взаимосвязи всего происходящего на Земле. Я работаю с дошколятами, а это значит, что мне невозможно обходиться традиционными формами занятий. Поэтому я чередую разные формы деятельности – мы гуляем, рисуем соком жимолости, вместе делаем дождь (и это было показано на творческой мастерской. – Прим. авт.), создаем мозаики из бумаги и природных материалов, то есть я стараюсь задействовать и обоняние, и осязание – все органы чувств….

Они – каждый! - так часто говорили о том, что работают ВМЕСТЕ с учениками. В этом – ключ нескучной школы. Когда учитель сам по себе незаурядный человек, которому интересно жить (прыгать с парашютом, как Ольга Титарова, или вести научную работу, как Дмитрий Бровко, или создавать картины из морских камней, как Татьяна Черных), когда он стремится поделиться этой жаждой жизни с учеником - горит, никогда не будет в классе стоять тоскливая немота. И даже тишина будет рабочей!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»