Кремация «пирогов»

Экспресс-выставка фотографий Михаила Павина закончилась их сожжением. Что нужно, чтоб пирог испечь? Мука, вы скажете, и печь, Сметана, яйца, молоко… Лишь только было б для кого. А печь самой себе пирог – Не дай вам бог…

5 апр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1148 от 5 апр. 2002

Экспресс-выставка фотографий Михаила Павина закончилась их сожжением.

Что нужно, чтоб пирог испечь?
Мука, вы скажете, и печь,
Сметана, яйца, молоко…
Лишь только было б для кого.
А печь самой себе пирог –
Не дай вам бог…

«За пятнадцать лет я испек много разных пирогов… И только сейчас понял, что они не нужны любимому городу. Не нужны так же, как графика Камалова, живопись Старовойтова, скульптуры Ненаживина, стихи Демина, переводы Немцова…», - заявил фотохудожник Михаил Павин. Но лирику в сторону.

Испечение последнего пирога закончилось кремацией коллекции фоторабот, собранных за более чем 15 лет творчества. Сожжение состоялось на Токаревском маяке 30 марта в 15 часов.
Представлять Павина в нашем относительно маленьком городе нет нужды. Как, впрочем, не требуется этого и в Москве, Берлине, Китае и других странах, где павинские фотографии знают и ценят.

1000 снимков горели по-особенному. Фотобумага горит иначе, чем щепа: плавится край, сворачивается в трубочку снимок. Пламя сжирает стопку фотографий постепенно.
Сожжением завершилась последняя выставка фоторабот Михаила Павина. Он сам ее предварил еще на площади: скромный плакат и демонстрация на большом экране фильма «Первое измерение» не привлекли, как и следовало ожидать, внимания публики. Горожане прогулочным шагом преодолевали площадь, видимо, считая, что случился чей-то очередной междусобойчик. Красочных рекламных щитов и ярких видеоклипов, разумеется, не было. А значит, не было и события. Оно произошло позже, опять же не замеченное никем. Горстка единомышленников помогла Мише устроить экспресс-выставку на маяке Токаревского: каждый держал фото в руках, пока Павин сооружал костер. Через несколько мгновений снимки стали пищей для огня. Финиш!
«Глупость, просто истерика», - говорят одни. «Как же он будет работать дальше?», - говорят другие. «А чего ему надо?», - говорят третьи…
«Работать я после этого не могу, они правы, - говорит Миша. – Как надо, я не знаю, а вот как не надо, я знаю на сто процентов».

Ощущение ненужности собственной и художников вообще во Владивостоке спровоцировала павинскую истерику. За 15 лет - 22 выставки, семь из них персональные, участие в международных ярмарках «Арт-Москва» и «Арт-Берлин» в 2000 и 2001-м, его работы приобретены российским фондом культуры, публиковались в журналах «Фотосибирский художник», «Арт-хроника».

Задаю ему тот же вопрос:

- А чего тебе не хватает, Миша?

Вместо ответа – история:

- Прихожу я как-то в банк. Один из банков Владивостока. Красивый офис, недавно сделан ремонт. Предлагаю свои фотографии для оформления холла. Для начала просто повесить и посмотреть, будет ли восприниматься. Управляющий увидел, одобрил. Но когда ему сказали, это стоит столько-то, он не понял. А разве не бесплатно? И это не управляющий плохой. Так везде!

Рыночные отношения, к которым так активно призывают всех без исключения, в том числе и художников, почему-то развиваются в одном направлении. Тех, у кого есть деньги. За редким-редким исключением. К счастью, оно есть в нашем городе: галерея современного искусства «Арка».

Как известно, исключения лишь подтверждают правило. По большому счету, до художников, фотографов и тех, кто с ними, никому нет никакого дела. И это имеет свою логическую перспективу. – Обрати внимание, - говорит Миша. – Как только в этом городе кто-то достигает хотя бы некоторой творческой высоты, он тут же уезжает. А если говорить о будущем… Мне непонятно, кто его будет строить. Ведь этого надо хотеть и уметь. Как там говорят, «Нам здесь жить…»?

Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток» Виктор СЕРЕБРЯКОВ (фото), специально для «В»