Город без трамваев и троллейбусов

Уже в начале лета город может остаться без электротранспорта. Если дебаты о том, кто должен вводить платный проезд во Владивостоке, так и будут продолжаться.

5 февр. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1115 от 5 февр. 2002
Уже в начале лета город может остаться без электротранспорта. Если дебаты о том, кто должен вводить платный проезд во Владивостоке, так и будут продолжаться.

Это не журналистская страшилка и не вымысел безответственных фантастов. Реально уже в начале лета Владивосток может лишиться всего электрического транспорта, включая трамваи и троллейбусы.

И произойдет это не в результате катастрофы или стихийного бедствия. Бюджетного финансирования хватит только до начала июня.

Дальше брать деньги на трамваи и троллейбусы будет неоткуда. Таким эхом отзывается сейчас несостоятельная и лживая идея бесплатного муниципального транспорта.

Этой теме была посвящена акция «Прямая линия газеты «Владивосток», которую мы проводили в минувший четверг. И прежде чем читатели познакомятся с нашим отчетом, несколько общих замечаний.

Настала пора говорить правду. А она состоит в том, что так называемый бесплатный транспорт во Владивостоке никогда бесплатным не был. Более 70 миллионов рублей задолженности к началу эксперимента, из которых на сегодня погашено больше половины. Ежегодные более чем стомиллионные нагрузки на бюджет. Разве это бесплатный, если только в прошлом году каждый, включая немощных стариков и грудных детей, бомжей и новых русских, за трамвай и троллейбус заплатил более 200 рублей? Эти деньги вынимались из кармана каждого, подчеркиваем - каждого, налогоплательщика. И того, кто пользуется трамваем и троллейбусом ежедневно, и того, кто изредка. И того, кто все время платит пятерочку в муниципальных и частных автобусах. Эти пассажиры также обложены авторами проекта данью за бесплатный электротранспорт. Неужели все городские проблемы решены, а мы столь богаты, чтобы так расточительно тратить общие налоговые деньги, с таким трудом собираемые на первоочередные городские нужды?

Поэтому еще раз о денежной составляющей бесплатного транспорта. Более 100 миллионов рублей в год - вот реальная цена безбилетного проезда.

Второй миф бесплатного провоза - с его ликвидацией наиболее социально незащищенные слои населения лишатся последней возможности льготного проезда по городу. Нет. Абсолютно все инвалиды и пенсионеры, которые имеют определенные российскими законами льготы, их и сохранят. Никто не потребует от ветерана или инвалида, участника войны пятерки за проезд в трамвае и троллейбусе. Тем более что компенсации на это уже заложены в принятом на этот год городской думой бюджете. При этом источник компенсации не наши карманы, а федеральная казна. Самыми «пострадавшими» окажутся федеральные льготники - работники прокуратуры и иже с ними, кому по закону льгота положена, но государство за них несколько лет ни копейки не платит. Но думаем, что эта категория в состоянии защитить себя сама.

Иное дело - многодетные, студенты, школьники. Для них должна существовать льгота. Вот где нужны воля депутатов, наш общественный интерес и контроль. Сделать так, чтобы одновременно с кондукторами в трамваях и троллейбусах у имеющих право на льготу появились проездные, льготные билеты и пр.

Сто двадцать миллионов - такова на сегодня цена введения платы за муниципальный электротранспорт. Таков сегодня дефицит бюджета, источником финансирования которого могут стать только забытые билетики в трамваях и троллейбусах.

Дискуссия - дело, может быть, и хорошее, но как бы нам при этом не потерять главное - сам предмет спора. Пока полгода судили-рядили, кому и как принимать решение о возвращении платного транспорта, администрация вынуждена была под видом эксперимента на Светланской попытаться сохранить трамвайно-троллейбусное управление, сократив эксплуатационные расходы на пятом и четвертом маршрутах. Но в этом году бюджетного финансирования с учетом роста тарифов и инфляции еще меньше. Неужели этот явно неудачный эксперимент придется распространять на оставшиеся седьмой и шестой маршруты?

Владивосток по меркам истории город молодой. Но и он уже навсегда запомнил тех, кто заложил порт, поставил первый док, воздвиг церковь, пустил трамвай. Но вряд ли он надолго задержит в памяти тех, кто разрушал собор или триумфальную арку, вряд ли он запомнит тех, кто не смог договориться о судьбе трамвая в историческом центре города. Вряд ли он простит всем нам эту близорукость. Всем и каждому.

Желание привлечь интерес к серьезнейшей проблеме городского хозяйства - суть нашей идеи собрать вместе людей, от которых зависит судьба муниципального транспорта. В сегодняшнем отчете - не только точка зрения администрации и думы. В нем - ваши самые интересные предложения, мнения и суждения, которые вы высказали в своих письмах и телефонных звонках.