Судиться нам не по зубам

“Медицина – дело непредсказуемое”, - с этого замечания начался наш разговор с Анатолием Ванеевым, заместителем главного врача по лечебной части городской стоматологической поликлиники. Анатолий Иванович пять лет работает в конфликтной комиссии по стоматологическим спорам, в которую входят ведущие стоматологи Владивостока. Он знает, какой головной болью может отозваться зубная.

17 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1026 от 17 авг. 2001
“Медицина – дело непредсказуемое”, - с этого замечания начался наш разговор с Анатолием Ванеевым, заместителем главного врача по лечебной части городской стоматологической поликлиники. Анатолий Иванович пять лет работает в конфликтной комиссии по стоматологическим спорам, в которую входят ведущие стоматологи Владивостока. Он знает, какой головной болью может отозваться зубная.

Комиссия была создана в пору, когда на российский стоматологический рынок хлынули зарубежные технологии. Костная структура ткани наших зубов значительно хуже, чем у тех же американцев, плюс через одного неправильный прикус и масса других особенностей, поэтому зарубежные методики далеко не всегда подходят для местного материала. Немецкие врачи с большим стажем работы, приехавшие для обмена опытом во Владивосток, были в шоке, увидев наши рты: как ЭТО лечить, они не знали.

Пока шел процесс притирки их технологий к нашим зубам, многие пациенты оставались недовольны. Впрочем, сегодня недовольных еще больше. Конфликтная комиссия рассматривает по пять-шесть жалоб ежемесячно.

Справедливости ради нужно отметить, что далеко не всегда вина за рано вылетевшую пломбу или сломанный после восстановления зуб лежит на враче. Практика показывает, что врачебная ошибка имеет место только в пяти процентах обращений. Для того чтобы этого избежать, запомните простые правила посещения стоматологической клиники. Первым делом здесь нужно найти уголок потребителя, в котором помимо прочих документов обязательно должна быть лицензия с протоколом, последний читайте очень внимательно. В нем перечисляются услуги, которые имеет право оказывать клиника (это могут быть протезирование, лечение и гигиена). Если в протоколе, например, не указано протезирование, а вам предлагают вставить зуб, лучше не соглашаться. Вполне возможно, что в этом кабинете нет ни квалифицированных врачей для этого, ни необходимого оборудования. В уголке потребителя должна быть информация и о специалистах, лучше идти на прием к тем, имена которых включены в протокол. В этом случае есть уверенность, что это действительно высококлассные специалисты.

При первом посещении пациент имеет право получить полную информацию не только о том, что ему будет сделано, но и о последствиях, которые может повлечь за собой, к примеру, протезирование. К слову, осложнений после протезирования металлокерамикой очень много. Зачастую хрупкие зубы россиян ломаются под коронками. Об этом должны предупредить в клинике, а еще рассказать, что жить с такими зубами нужно осторожно: не вгрызаться во фрукты, не щелкать орехи, не открывать крышки зубами. Не предупредил вас врач - значит имеете право потребовать восстановления зуба за счет клиники. Правда, если в вашем договоре со стоматологической клиникой все это прописано, а вы не прочитали, тогда другое дело.

Перед выполнением работы обязательно должен быть составлен договор (без этого деньги в кассу не отдавайте), в нем в том числе указываются срок гарантии и срок эксплуатации. Гарантию на свою работу стоматологи дают обычно на три месяца, в это время идет адаптация к пломбе или протезу. Если у вас возникли какие-то проблемы, то клиника обязана переделать все за свой счет. Срок эксплуатации в основном определяют на год. Если за это время у пациента появились проблемы, то назначается служебное расследование, оно определяет, кто виноват – пациент или врач. Только наличие договора позволит вам предъявить претензию и поможет выиграть дело в суде. Кроме того, по крайней мере, до истечения гарантийного срока на пломбу или протез нужно сохранять кассовый чек.

Впрочем, клиент бывает прав далеко не всегда. Есть такое понятие – стоматологический рэкет. Пациенты иногда не прочь потрясти клинику. Так, по словам Анатолия Ванеева, в комиссии больше года разбирается жалоба одной дамы, которая уговорила врача поставить пломбу на так называемый безнадежный, подлежащий удалению зуб. В итоге, когда вскоре пломба вылетела, дама пожелала, чтобы ей бесплатно удалили зуб и к тому же сделали хороший протез. Еще одной женщине отреставрировали запущенный зуб, позже от него откололся кусочек, теперь женщина желает, чтобы в качестве моральной компенсации ей вставили металлокерамику на весь рот. Другой товарищ просил у клиники за моральный ущерб сто тысяч рублей - ему тоже протез не подошел. Судебно-медицинская экспертиза установила, что врач в данном случае все сделал правильно.

Стоматологические споры сложны еще и потому, что пломба или протез – это инородное тело, поэтому оно может не прижиться в организме. От подобного поворота не застрахован даже опытный врач. Об этом должны помнить и мы, пациенты. Согласитесь, зачастую к стоматологу мы идем только тогда, когда дырка в зубе уже образовалась или когда зуб ноет нестерпимо. Спасти уже разрушенное сложнее. А должны мы, как за границей, ходить на профосмотры к одному, своему, стоматологу раз в месяц или раз в полгода, как врач велит. А еще должны два раза в год делать профессианальную чистку зубов. Между прочим, в Америке самый популярный врач – стоматолог-гигиенист. Без чистки там пациента не возьмутся лечить, кое-где такие правила уже ввели и в России, но не везде они прижились. Некоторым до сих пор стоит напоминать, что чистить зубы нужно два раза в день. Вот и случается, что самая главная проблема – состояние наших зубов. Стоматологу очень сложно сделать конфетку сами знаете из чего.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, "Владивосток"