Куклы на любой случай жизни

Исконно русские традиции питает народная мудрость После выхода публикации «Феи и ангелы Елены Приятелевой» (см. «Сады и огороды Приморья» № 1 за 2012 г.) участницы владивостокского творческого объединения «Макошь» предложили продолжить на страницах журнала разговор о традиционных русских куклах. Тема эта обширная, в ней кроется глубокая философия, уходящая корнями в древность. По признанию мастериц, приобщение к этим корням и традициям – очень увлекательное занятие.

1 июнь 2012 Электронная версия журнала "Сады и Огороды" №39 от 1 июнь 2012
ba7b4dbc65c1ea691846c1007cc587d8.jpg Мы убедились, что это так, побывав на выставке, организованной в мемориальном доме-музее В.К. Арсеньева. Она называлась «Традиции и современность» и знакомила с куклами, изготовленными с соблюдением всех правил и канонов, а также «вольным» творчеством членов объединения. Одно другое дополняет. Обычно так и бывает: если приходит увлечение рукоделием, то оно не ограничивается одним направлением.В веселой компании клоунов и утят «Первую игрушку я сшила, когда родился старший сын, а сейчас ему уже 34 года, – рассказала Галина Тупкало. – С юности вязала себе и детям, но чего-то все же не хватало. Однажды мне на голову свалилась книга «Вязаные игрушки». Именно так – свалилась, когда сын, с которым мы пришли в магазин покупать учебники, стал доставать с полки какую-то книжку. Но, видимо, не к той потянулся… Судьба распорядилась так, что я стала вязать игрушки и на долгие годы увлеклась этим занятием. Моя подруга Виктория Беликина, с которой мы когда-то учились в одном классе, тоже не случайно оказалась в нашем объединении. Она мастерица на все руки и всегда принимает активное участие в наших выставках». Еще у одного члена клуба – Людмилы Строповой – своя страсть – печворк (лоскутное шитье). Шьет прихватки, салфетки, милые потешные игрушки и даже одежду. Виктория Беликина специально пришла на выставку в оригинальном жилете – авторской модели Людмилы Михайловны. У кого-то есть даже брючный костюм, выполненный в технике печворк трудолюбивыми руками коллеги по объединению. Недавно дружно провели акцию по сбору у друзей и знакомых морально устаревших мужских галстуков. У них они зря место занимают, а для мастерицы это возможность осуществления давних задумок в печворке. Сейчас, например, делает покрывало, украшенное птицами. Оно включает почти 700 деталей – представляете, какое терпение надо иметь, чтобы каждая из них нашла свое место? Еще Людмила Михайловна вышивает, занимается аппликацией. Дина Александровна Стекачева выражает себя в макраме, вязании крючком, любит придумывать красивые и оригинальные изделия. Связанный ею нарядный зонтик и сшитые яркие подушечки стали настоящим украшением выставки. Как видите, у каждой из мастериц свои предпочтения. А объединяют их русские традиционные куклы. Все они не только сами шьют их, но и проводят мастер-классы для школьников, иностранцев и других заинтересованных аудиторий, рассказывают о старинных народных обрядах, в которых куклы играли очень важную роль, учат, как правильно их сделать. Сохранение и возрождение исконно русских традиций считают главной своей задачей.Под покровительством богини Макошь– Название вашего объединения – «Макошь» – тоже связано с древностью? – интересуюсь у организаторов выставки.– «Макошь» – это древняя славянская богиня, покровительница женских рукоделий и плодородия. В христианстве ее эстафету приняла святая Параскева-Пятница. Название мы придумали сразу же, когда в 2008 году создали свое объединение. Первым мероприятием, в котором приняли участие, стала выставка кукол-оберегов во ВГУЭС. Потом были мастер-классы по славянской кукле в международной школе-гимназии, уроки для японских детей, выставка в «Семейном очаге» в Раздольном, участие в форуме матерей и Днях мира на Тихом океане, работа на улице Мастеров и т.д. – за три года произошло много интересных событий. Нынешняя выставка тоже довольно любопытная. В первом зале представлены домашние обрядовые куклы, куклы-обереги, традиционные игровые куклы – наши предки делали их буквально на каждый случай жизни. Вот, например, кукла Помощница – ее шила мама своей 7-летней дочери, когда учила малышку варить кашу. При этом приговаривала: «По пояс крупички, по шейку водички, по головку каши – вот тебе, дочка, и подруга, и советчица». Единственная без прически и с непокрытой головой – Зольная кукла. Мать готовила ее к замужеству дочери, чтобы она могла взять с собой тепло родительского очага (при переезде в новый дом тоже делали куклу с золой из старой печки). Еще мама дарила дочери на свадьбу Десятиручку – чтобы молодая хозяйка все успевала. Красавицу Славутницу (от слова «славить») девушка шила на свадьбу сама. Ставила ее в центре стола, чтобы все гости увидели, какая она рукодельница. А с куклой Орловская игровая обыгрывались свадебные обряды.Но вот свадьба отшумела, молодая семья начинала готовиться к рождению детей. Перед этим важным событием делали маленькие куклы-пеленашки, помещающиеся на ладони, укладывали их в люльку. Считалось, что пеленашки собирают негативную энергию, которая могла бы навредить еще не родившемуся ребенку. А когда он появлялся на свет и начинал подрастать, кукленочки становились его первыми игрушками (их сохраняли вместе с крестильной рубашкой). Кукла Ведучка – в жизнь ведущая, еще ее нянькой называли. Домовиха с дорогой тогда солью внутри – оберег семьи и достатка в доме. Московка считалась символ материнства.– А к отмечавшимся тогда праздникам шили кукол?– Обязательно. Вот пример – Домашняя Масленица. Ее сразу узнаешь по красным завязочкам на рукавах. Когда молодой зять первый раз шел в дом к родителям жены, по селу ходили ряженые. Чтобы забрать от них весь негатив, на окно выставляли такую куклу. Каждую висящую на рукаве Масленицы веревочку завязывали и загадывали желания. Куклу на целый год оставляли дома и только потом сжигали.В давние времена коса считалась оберегом. Девушки заплетали одну косу, а женщины – две. Перед свадьбой был обряд расплетания и заплетания кос. Одну косу заплетал жених, другую – сваха, и уже две косы укладывались на голове молодой жены.Самыми сильными оберегами издревле считались куклы, сшитые из подола материнской рубахи или сарафана.Приветствуя весну, женщины с удовольствием шили ярких Веснянок. Обратите внимание, и у нас таких кукол целая полка.– Судя по вашему рассказу, в те далекие времена куклы играли воспитательную роль, отражали народную мудрость. А чем те же мальчишки могли поиграть? Ведь тогда негде было взять игрушки.– На выставке мы представили игровую бойцовскую куклу – единственную специально рассчитанную на мальчиков. Они крутили ее на палочке и устраивали бои. А кто постарше, у того были уже бойцы с головными уборами – нужно было проявить ловкость и сбить шапки. Что касается воспитательной роли, то ее у кукол действительно не отнимешь. Детей даже учили делать калеку Убоженьку, чтобы с малолетства прививать им милосердие. А вот, посмотрите, Девка-баба – перевертыш, раскрывающий две сути женщины. Также очень интересная кукла День-Ночь. Кто первый вставал, поворачивал куклу на светлую сторону, а кто последний спать ложился, переворачивал на темную. Вот вам и народная мудрость. Лишний глаз в доме не нужен– Почему все традиционные русские куклы без лица?– Раньше говорили: лишний глаз и лишний рот в доме не нужны. Считалось, что глаза привлекают к себе нечистую силу. А рот, как известно, мог вынести из дома ненужные сплетни. Мы делаем кукол в соответствии с канонами – без лица. Другое дело – современные куклы. Это уже сувениры или игрушки, и главное при их изготовлении – твое собственное видение, твоя фантазия.– Чем отличаются материалы, используемые для изготовления традиционных кукол?– Ткани должны быть только натуральные. Стараемся использовать старые, залежавшиеся где-нибудь в сундуках. Кроме тканей требуются другие материалы: крупа, сухая трава, та же зола, о которой мы уже рассказывали. Крупой, например, наполнены мешочки Подорожницы, которая служит оберегом для путников в дороге. Крупой набиваются Крупенички, признанные символом достатка. Чтобы крупа долго сохранялась и в ней ничего не заводилось, прокаливаем ее в духовке. На дачах заготавливаем пахучие травы для Кубышек-травниц – таких кукол ставили в доме, где застаивался воздух, где был больной.– Вот вам и куклы! Нужно познать целую науку, чтобы делать их по всем правилам.– Мы стремимся поставить свою деятельность на научную основу. Но для того, чтобы это было признано, нужно решение официального органа. Сейчас при администрациях нет художественных советов, которые могли бы оценить нашу работу и присвоить объединению официальный статус. В Приморье нет и других организаций, куда можно было бы обратиться с этим вопросом. Как быть? Вопрос пока остается открытым...P.S. Связаться с участниками творческого объединения «Макошь» можно по тел.: 8(423)242-24-02, 8-902-55-66-115 либо по электронной почте: marosh.vlcgmail.com