Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Политика

Метрополия тянет одеяло на себя

20 часов, проведенных премьером РФ Михаилом Касьяновым в Приморье, были не политическим шоу, а классическим партхозактивом, который и начат был председателем уважаемого собрания соответствующими словами: “Куда, господа начальники, мы движемся?”.

 20 часов, проведенных премьером РФ Михаилом Касьяновым в Приморье, были не политическим шоу, а классическим партхозактивом, который и начат был председателем уважаемого собрания соответствующими словами: “Куда, господа начальники, мы движемся?”.

То, что паровоз дальневосточной экономики и энергетики явно не летит вперед, а готов сразу, как похолодает, свалиться с рельсов под откос, господам начальникам ясно и без Касьянова. Но режим чрезвычайности в ситуации на Дальнем Востоке требует таких же чрезвычайных решений, а принимать их господам начальникам вот уже который год не удается, то ли в силу неумения, то ли из-за ведомственности интересов, то ли просто из вредности – “чем хуже, тем лучше”. Поэтому ждали того, кто скажет, что делать.

Твердое администрирование

          Итак, в твердом осадке решений можно назвать четыре радикальных нововведения административного толка.

          1. Касьянов поручил министру энергетики Игорю Юсуфову назначить заместителя министра по Дальнему Востоку. Замминистра должен находиться в регионе и разрешать возникающие проблемы между угольщиками, энергетиками и администрациями. Базироваться новый зам будет во Владивостоке.

          2. Правительство готовит специальное постановление о развитии дальневосточной электроэнергетики, которое будет в ближайшее время подписано в Москве.

          3. Касьянов и вновь избранный губернатор Приморского края Сергей Дарькин договорились, что “в целях обеспечения прозрачности исполнение бюджета Приморского края будет передано Федеральному казначейству”. Кроме того, уже в ближайшее время будет проведена финансовая проверка деятельности администрации края.

          4. Кроме того, в ближайшие 10 дней на Дальний Восток и в Приморский край прибудут правительственные специалисты и ученые, которые проведут семинар с руководством краевой администрации. Они будут учить местных руководителей, как составлять бюджет, заключать контракты, и прочим базовым вещам экономической деятельности. Как заметил премьер, после решения этих основных вопросов с “нынешней администрацией можно будет работать”.

          Комментировать эти решения можно как с точки зрения того, что Москва не доверяет больше местному чиновничеству и основную проблематику региона пытается взвалить на себя, так и с другой позиции – новая администрация хочет учиться, учиться и еще раз учиться. Желательно, не на собственных ошибках, потому что возможностей для ошибок уже не осталось.

          В свою очередь представители комитета прессы и информации администрации края сообщили корреспонденту “В”, что Михаил Касьянов подчеркнул необходимость проведения в регионе в ближайшее время семинара-совещания (предварительно планируется, что мероприятие пройдет в Хабаровске) под эгидой Минэкономики и Минфина, где руководителям субъектов федерации, муниципальных образований региона будет разъяснена новая единая финансовая модель, выстраиваемая правительством. Речь пойдет в первую очередь о межбюджетных отношениях на уровнях “правительство-регионы” и “регионы-муниципалитеты”. Премьер особо отметил необходимость придания полной прозрачности как этим отношениям, так и самим бюджетам, добавив, что контроль за этой прозрачностью возложен будет на губернаторов.

РАО “ЕЭС”, МПС и другие

          Но никакое твердое администрирование не принесет ни тепла, ни света, если столь же твердые естественные монополии будут столь же твердо стоять на своем. А их позиция сейчас формулируется просто: заплатите долги, повысьте тарифы. Иначе – рубильники и шлагбаумы вниз.

          На совещании слушали и Чубайса (электропроизводство), и Аксененко (железнодорожный транспорт). Есть и некие решения, не столь, правда, твердые и категоричные, как административные.

          1. Анатолий Чубайс объявил, что в Приморье будет создана некая дочерняя структура РАО для управления “Дальэнерго” и “ЛуТЭКом”. Цель ее создания, по словам Чубайса, - “усиление менеджмента обеих компаний и снятие противоречий в их деятельности”.

          2. Касьянов дал поручение министру путей сообщения Николаю Аксененко рассмотреть возможность снижения тарифов на перевозку угля на Дальний Восток. Как сказал Касьянов, “шахтеры жалуются - уголь у них есть, но из-за высоких тарифов его никто не берет, и графики вывоза срываются”.

          3. Премьер-министр заявил также, что энергетики за старые долги ничего отключать не будут. Но для реструктуризации накопившихся долгов будет разработана специальная программа с целью добиться погашения взаимных задолженностей в течение 1-2 лет. За текущие неплатежи, по словам премьера, нарушители будут жестко наказываться.

          Председатель правительства РФ Михаил Касьянов (из выступления на совещании во Владивостоке 26 июня): “Две большие разницы: задолженность прошлых лет и текущие платежи. Отключать электроэнергию за старые долги нельзя, за неплатежи сейчас – отключать жестоко”.

          Генеральный директор “Дальэнерго” Юрий Лихойда: “Очень своевременное совещание. Москва подтвердила – Дальний Восток для нее не дальний. Разграничена ответственность между центром и регионами, между поставщиками и потребителями энергии. Жесткая позиция энергетиков по поводу неплательщиков теперь подтверждена мнением Михаила Касьянова. Особенно важным итогом совещания стало взаимопонимание и сразу же наладившееся тесное сотрудничество не только между краевой администрацией и “Дальэнерго”, но и поддержка такого диалога со стороны правительства и РАО”.

          Генеральный директор “Приморскугля” Анатолий Васянович: “Было ожидание большего. Что касается угля, то совещание не произвело серьезного впечатления. Почему-то рассматривались варианты обеспечения края дальнепривозными углями. А надо было сделать упор на развитие местной угольной отрасли. Тем более, что в бурых и каменных - в Липовцах и Партизанске – недостатка нет. Затраты на развитие месторождений небольшие, но все равно нужен первоначальный капитал. А об этом даже разговора не было. Я сам напросился на выступление уже в конце встречи и рассказал премьер-министру о программе возрождения угольной отрасли Приморья. А также о накопившихся долгах министерства обороны и “Дальэнерго” за полученное от нас топливо. Если не получить сейчас хотя бы часть этих долгов, то не будет возможности обеспечить край углем предстоящей зимой”.

Режим чрезвычайного благоприятствования

          Приморские власти оказались в крайне неудобном положении, принимая столь высокопоставленный московский десант. Потому что новая власть еще к делам не приступила, а старая уже отстранена. Это было заметно даже по тому, как неловко пытался пристроиться между Касьяновым и полпредом Пуликовским только днем раньше получивший удостоверение губернатора Сергей Дарькин в церемонии встречи и прохода премьера к правительственному кортежу ночью 26 июля в аэропорту. Позже Касьянов поздравил Дарькина с избранием на должность губернатора, но заметил, что у него и у Приморья – “тяжелое наследство”, и будущее края и самого Дарькина зависит только от одного: повторится ли зимой энергетический кризис 2001 года.

          Первый вице-губернатор Александр Линецкий в интервью корреспонденту “В”: “Разговор между приморскими и правительственными специалистами велся не на равных. Москвичи на голову сильнее, но они не работают в открытую. В то же время они не преследуют собственных или министерских интересов, не хотят нам навредить, а добросовестно готовят край к зиме. Правительство и администрация президента дают Приморью некоторую фору – режим наибольшего благоприятствования, и наша задача воспользоваться этой форой. Если мы сможем эффективно использовать предоставленную помощь, то, безусловно, с легкостью пройдем зиму. Причем, всегда говорил и говорю, в деньги в таких ситуациях не главное. Основным является система управления. Проблемы с энергетикой, как и во многих других отраслях, системные. О каком дефиците топлива можно говорить, если оно имеется даже в Приморье в любых количествах. Все трудности возникают от неправильного менеджмента. Для начала надо решить проблему угольной отрасли Приморья. Как только насытим энергетику местным топливом, сразу же разошьем бюджет”.

Северный завоз

          Между тем, повышенное внимание к Приморью со стороны правительства – не только причины неудобств для местной элиты, но и фактор несколько ревностного отношения со стороны других дальневосточных регионов, где положение вряд ли лучше.

          О об этом заявил губернатор Магаданской области Валентин Цветков. По его словам, северный завоз в холодные времена года, когда приходится водить караваны судов с помощью ледоколов, в 2-3 раза удорожает стоимость продукции, доставляемой в Магаданскую область, на Чукотку и Камчатку. Правительству необходимо заранее финансировать летнюю навигацию в восточном секторе Арктики.

          Магаданский губернатор сказал, что в вопросе северного завоза Колымский край, Чукотка и Камчатка выступают единым фронтом. На всех трех территориях наблюдается ухудшение жизни. Если в минувшую зиму громче всех о своих бедах кричало Приморье, то следующую зиму еще большие несчастья могут ждать северные территории, климат которых гораздо суровее, чем в Приморском крае. Цветков подчеркнул, что необходима государственная поддержка северян.

          Между тем, единственный из всех губернаторов Дальневосточного федерального округа, который не нашел возможным присутствовать на совещании под председательством премьера, был глава Чукотки Роман Абрамович. У него, вероятно, свои рецепты зимовки…

          Первый заместитель начальника главного управления по делам ГО и ЧС края Виктор Агранат: Для МЧС задач не ставили. Председатель правительства даже подчеркнул, что в приморских городах и поселках не Шойгу должен стать почетным гражданином, а экономисты, финансисты, энергетики, шахтеры, железнодорожники, коммунальщики”.

Вне партхозактива

          Попытка ответить на вопрос: “Куда, господа начальники, мы движемся?” была столь трудноразрешима, что никак не могла быть отмечена лаконичностью и открытостью. Местная пресса на совещание допущена не была – только журналисты из центра. Само совещание вместо планируемых двух часов растянулось почти на пять. Затем прошло еще одно, специально посвященное только приморской энергетике и методам ее управления, с весьма резкими оценками впоследствии: “По словам Михаила Касьянова, в ходе совещания муниципальных образований городов и районов Приморского края на него произвело впечатление отсутствие у многих руководителей элементарной экономической подготовки. “Люди просто ничего в этом не понимают”, - сказал премьер”.

          Единственный полуразвлекательный пункт программы визита – посещение всероссийского детского центра “Океан” - был отменен. На ТЭЦ-2 Михаил Касьянов был 15 минут, после чего председатель правительства умчался в аэропорт.

          Может быть, поэтому вчера улицы Владивостока не очень страдали от перекрытий движения: кортежи туда-сюда не метались, чиновники лихорадочно и чрезвычайно мыслили…

Председатель правительства РФ Михаил Касьянов:
"Две большие разницы: задолженность прошлых лет и текущие платежи. Отключать электроэнергию за старые долги нельзя, за неплатежи сейчас - отключать жестоко".

Первый заместитель начальника главного управления по делам ГО и ЧС края Виктор Агранат:
"Для МЧС на этом совещании задач не ставили. Председатель правительства даже подчеркнул, что в приморских городах и поселках не Шойгу должен стать почетным гражданином, а экономисты, финансисты, энергетики, шахтеры, железнодорожники, коммунальщики".

Генеральный директор "Приморскугля" Анатолий Васянович:
"Было ожидание большего. Что касается угля, то совещание не произвело серьезного впечатления. Почему-то рассматривались варианты обеспечения края дальнепривозными углями. А надо было сделать упор на развитие местной угольной отрасли. Тем более что в бурых и каменных - в Липовцах и Партизанске - недостатка нет. Затраты на развитие месторождений небольшие, но все равно нужен первоначальный капитал. А об этом даже разговора не было. Я сам напросился на выступление уже в конце встречи и рассказал премьер-министру о программе возрождения угольной отрасли Приморья. А также о накопившихся долгах министерства обороны и "Дальэнерго" за полученное от нас топливо. Если не получить сейчас хотя бы часть этих долгов, то не будет возможности обеспечить край углем предстоящей зимой".

Первый вице-губернатор Александр Линецкий:
"Разговор между приморскими и правительственными специалистами велся не на равных. Москвичи на голову сильнее, но они не работают в открытую. В то же время они не преследуют собственных или министерских интересов, не хотят нам навредить, а добросовестно готовят край к зиме. Правительство и администрация президента дают Приморью некоторую фору - режим наибольшего благоприятствования, и наша задача воспользоваться этой форой. Если мы сможем эффективно использовать предоставленную помощь, то, безусловно, с легкостью пройдем зиму. Причем, всегда говорил и говорю, деньги в таких ситуациях не главное. Основным является система управления. Проблемы с энергетикой, как и во многих других отраслях, системные. О каком дефиците топлива можно говорить, если оно имеется даже в Приморье в любых количествах. Все трудности возникают от неправильного менеджмента. Для начала надо решить проблему угольной отрасли Приморья. Как только насытим энергетику местным топливом, сразу же разошьем бюджет".

Генеральный директор "Дальэнерго" Юрий Лихойда:
"Очень своевременное совещание. Москва подтвердила - Дальний Восток для нее не дальний. Разграничена ответственность между центром и регионами, между поставщиками и потребителями энергии. Жесткая позиция энергетиков по поводу неплательщиков теперь подтверждена мнением Михаила Касьянова. Особенно важным итогом совещания стало взаимопонимание и сразу же наладившееся тесное сотрудничество не только между краевой администрацией и "Дальэнерго", но и поддержка такого диалога со стороны правительства и РАО".

Автор : Служба новостей "В".

В этом номере:
Трамвай по пять, но не завтра

В скором времени владивостокцы все же будут платить по 5 рублей за проезд на городском электротранспорте. Содержание бесплатного для горожан транспорта городской администрации влетает в копеечку.

Автомобиль для леопарда

Новый внедорожник “УАЗ” передал экологический фонд “Феникс” общественной организации охотников и рыболовов “Фауна” Хасанского района, расположенной в зоне обитания уникального краснокнижного зверя – дальневосточного леопарда.

Метрополия тянет одеяло на себя

20 часов, проведенных премьером РФ Михаилом Касьяновым в Приморье, были не политическим шоу, а классическим партхозактивом, который и начат был председателем уважаемого собрания соответствующими словами: “Куда, господа начальники, мы движемся?”.

Михаил Касьянов: прямая речь

«Энергетика Дальнего Востока получает приоритетное направление в деятельности правительства, - сообщил премьер-министр страны Михаил Касьянов на пресс-конференции в здании краевой администрации по итогам своего визита во Владивосток. – К сожалению, энергетика всех без исключения регионов Дальневосточного округа является самой большой здесь проблемой. Она (электроэнергетика) резко отличается от энергетики других территорий России.

Краевые депутаты займутся законотворчеством

Сегодня во Владивостоке продолжится плановая работа думы Приморского края. Очередная сессия краевого органа представительной власти Приморья открылась вчера.

Последние номера