Театр абсурда в краевом суде

То, что после отмены регистрации в качестве кандидата на пост губернатора Виктора Черепкова в суд хлынет масса “выборных” жалоб и заявлений, можно было предположить заранее. Но такого наплыва “борцов за честные выборы” не ожидал, пожалуй, никто.

19 июнь 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №992 от 19 июнь 2001
То, что после отмены регистрации в качестве кандидата на пост губернатора Виктора Черепкова в суд хлынет масса “выборных” жалоб и заявлений, можно было предположить заранее. Но такого наплыва “борцов за честные выборы” не ожидал, пожалуй, никто.

Утром в субботу в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействительным решения избирательной комиссии Приморского края, которая 30 мая утвердила результаты первого тура голосования, обратился юрист Владимир Кириенко. Он утверждал, что упомянутое решение КИК является недействительным, так как оно не было опубликовано в средствах массовой информации, в которых как минимум 15 процентов акций принадлежит государству.

          Судья Виктор Сотников отказал г-ну Кириенко в удовлетворении жалобы.

          Не успел суд вынести это решение, как настала пора рассматривать заявление физических лиц Малышева и Пащенко. Они требовали исключить из бюллетеня для голосования фамилию Апанасенко. Основанием, по мнению заявителей, был тот факт, что набравший после первого тура третью сумму голосов Апанасенко попал во второй тур не после отказа одного из опередивших его кандидатов, а после решения краевого суда, отменившего регистрацию в качестве кандидата Виктора Черепкова.

          Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Накануне аналогичную жалобу в Приморский краевой суд подал депутат краевой думы и издатель Леонид Бельтюков. Однако затем отозвал ее. По словам Бельтюкова, сделал он это потому, что в тот же день аналогичную жалобу, но уже от Виктора Черепкова должен был рассматривать ЦИК. А если подобный иск уже есть в суде, то ЦИК не принял бы жалобу Черепкова к рассмотрению. Однако через пару часов после отзыва жалобы Бельтюковым с аналогичными заявлениями в суд пришли упомянутые выше Малышев и Пащенко. В удовлетворении жалобы суд им отказал.

          Тем временем депутат-издатель попросил отменить регистрацию Сергея Дарькина как кандидата на пост губернатора. По мнению заявителя, Сергей Дарькин не указал в сведениях о принадлежащей ему собственности квартиру, которая находится в Москве и где проживает его бывшая супруга. Однако решением судьи Ирины Лозенко и народных заседателей в удовлетворении этого заявления было отказано.

          “Все эти заявления, подаваемые за несколько часов до начала выборов, направлены не столько на то, чтобы снять с регистрации того или иного кандидата, сколько на то, чтобы лишний раз заронить сомнение в правомочности нынешних выборов в душу избирателей”, - высказал свое мнение председатель крайизбиркома Сергей Князев.

          Театр абсурда между тем продолжался. Не успел суд огласить резолютивную часть решения суда, как у стен главного здания приморской Фемиды появился Владимир Гильгенберг. Он принес заявление от Виктора Черепкова с просьбой отменить регистрацию в качестве кандидата на пост губернатора Сергея Дарькина. Основание – выступление последнего на радиостанции “Эхо Москвы” 30 мая этого года. Оно не было оплачено из избирательного фонда кандидата, следовательно, нарушены правила ведения предвыборной агитации.

          Заявление было принято к рассмотрению в 19.10. Через некоторое время, впрочем, судьей Виктором Сотниковым было зачитано определение: “исковое заявление подлежит оставлению без движения”. Дело в том, что не была уплачена соответствующая государственная пошлина и не были представлены доказательства – хотя бы заверенная распечатка текста выступления Дарькина.

          Еще один момент – место жительства заявителя. Когда шел процесс по отмене регистрации самого Черепкова, он утверждал (соответствующие записи имеются в протоколе судебного заседания), что проживает в Москве на улице Улофа Пальме. Однако в заявлении, поданном в суд в субботу, он указал в качестве домашнего адреса квартиру в доме № 33 на улице Калинина. Хотя, по словам самого Черепкова на суде в среду 13 июня, он из нее выписался.…

          Однако абсурд, как известно, должен быть доведен до абсолюта. Гильгенберг вышел из здания суда и написал еще одно заявление, смысл которого был аналогичен черепковскому. При этом заявитель указал: “Госпошлину готов оплатить, но избирательная комиссия не организовала работу банков в одинаковое с работой судов время. Могу оплатить по акту непосредственно в суде”.

          Тем не менее заявление Владимира Гильгенберга было принято в 20.00, но также пока оставлено без движения.

          Надо полагать, что весь этот шквал заявлений и исков имел целью одно: создать поле для последующего судебно-юридического соперничества конкурентов на пост губернатора. Сам факт голосования, десятки и сотни тысяч голосов рядовых избирателей, похоже, становятся второстепенным фоном выборов в Приморье.

          Важен не выбор – важна процедура!

Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, "Владивосток"