...Разрушим. До основанья. А затем?..

Материал, подготовленный по заказу “В” и опубликованный ниже, казалось бы, не имеет отношения к Приморскому краю. Казалось бы... Давайте вчитаемся внимательнее...

8 июнь 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №989 от 8 июнь 2001

Материал, подготовленный по заказу “В” и опубликованный ниже, казалось бы, не имеет отношения к Приморскому краю. Казалось бы... Давайте вчитаемся внимательнее...

Ни в одном российском городе нет такого количества объявлений о покупке радиодеталей, как в Петропавловске-Камчатском. Откройте любую газету и вы найдете там несколько скромных реклам вроде: “Компания купит радиодетали, новые и б/у. Цены высокие”. На некоторые детали цена дается сразу: от 600 у.е.

          Эти, на первый взгляд, невинные объявления свидетельствуют о небывалом разгуле преступлений, которые стали реальной угрозой Тихоокеанскому подводному флоту и вызывают нешуточные опасения по поводу ядерных инцидентов. Воры, часто матросы и офицеры флота, тащат с подводных лодок не только радиодетали, но и любое оборудование, содержащее цветные и драгоценные металлы, а также радиоактивные изотопы, и продают их преступникам. Коммерсанты даже раздают матросам специальные карточки со схемами, указывающими, где какая деталь субмарины содержит драгметаллы, и расценками на них.

          Этот процесс тем более опасен, что поблизости от российского Дальнего Востока находится целый ряд государств (в том числе и Северная Корея), “представители” которых присутствуют в регионе и периодически пытаются получить технологии и другую информацию о подводных лодках.

          “Персонал флота постоянно обворовывает подлодки, поскольку его работа так плохо оплачивается, что людям приходится красть металл и другие вещи, чтобы прокормить себя и свои семьи”, - сказал в телефонном интервью журналистам Джеймс Клэй Молц, ученый и содиректор центра изучения нераспространения ядерного оружия при Институте международных исследований в городе Монтерей, штат Калифорния. - Многие уже были арестованы за эти дела… Один высокопоставленный офицер описал это как “состояние войны”, и так оно и есть”.

          Самый последний инцидент был зафиксирован 24 апреля сего года в Петропавловске, когда три офицера были арестованы по обвинению в краже оборудования, которое содержало радиоактивные изотопы. Несмотря на то, что командующий северо-восточной группировкой войск отрицал этот факт, местные военные прокуроры подтвердили, что кража была и что против задержанных возбуждено уголовное дело.

          Это второе преступление такого рода в 2001 году, сказал в интервью по телефону Юрий Сазонов, военный прокурор Петропавловск-Камчатского гарнизона. В первый раз офицер и гражданское лицо совместно украли некоторые детали с другой субмарины. Юрий Анатольевич подсчитал, что в 2000 году количество преступлений среди офицеров флота выросло на 20-22 процента по сравнению с 1999 годом.

          Для того чтобы объяснить природу этого явления, достаточно привести одну цифру, недавно опубликованную в газете “Труд”: 48 процентов военнослужащих живут за чертой бедности.

          Дорогое оборудование подводных лодок является очень привлекательным объектом для воров. Несмотря на теперешние невзгоды, Россия продолжает “гордиться” своим большим дальневосточным подводным флотом. На Камчатке находятся девять ядерных субмарин класса “Дельта III” со 143 ракетами дальнего действия, несущими 429 ядерных боеголовок, а также подлодка постарше - “Дельта I”, с 12 ракетами с одной боеголовкой, сказал профессор Молц, используя международную классификацию. Еще 12 ядерных атакующих подводных лодок предназначены для стрельбы специальными торпедами и ракетами с ядерными боеголовками по вражеским кораблям. Многие из этих подлодок больше не выходят в море, их охраняет символическая команда из нескольких матросов.

          “Некоторые из них могут сидеть в порту буквально не только с работающими реакторами, но и баллистическими ракетами, - сказал Молц, - и это тоже не очень хорошая ситуация”.

          Еще 12 атакующих ядерных подводных лодок и еще одна “Дельта I” находятся в Приморье. Большинство из них списано и охраняется маленькими командами.

          Кооперативная программа США по сокращению ядерной угрозы выделяет России серьезные средства, чтобы помочь ей демонтировать 14 подводных лодок класса “Дельта” и “Янки” в Большом Камне в соответствии с договором по сокращению оружия массового уничтожения. Такой же план был разработан для списанных ядерных подводных лодок на Камчатке, но пока не выполняется, сказал Молц. Японцы тоже предложили 120 миллионов долларов на демонтаж, но только в Приморье, поскольку оно – по естественным причинам – интересует их больше. Проблемы Камчатки интересуют Токио гораздо меньше, да и слишком мало денег из этой суммы было потрачено на решение проблемы как таковой.

          В кражах оборудования с подводных лодок заинтересованы не только обнищавшие военные. Северные корейцы очень хотели бы получить любую информацию, касающуюся русских субмарин. В 1999 году бывший сотрудник завода “Звезда” в Большом Камне был задержан при попытке продать радиоактивные материалы посредникам, действовавшим в интересах Северной Кореи. В 1996 году 17 северокорейских сезонных рабочих попытались проникнуть на ядерную подводную лодку в Приморье. Северных корейцев также арестовывали, когда они пытались раздобыть расписание демонтажа и схем передвижения ядерных подводных лодок, сказал Молц.

          Дизельные субмарины также подвергаются регулярному ограблению со стороны тех, кто обязан их охранять. Коллеги-журналисты из камчатской газеты “Вести” поведали историю о том, что в прошлом году чуть ли не целая дивизия подлодок класса “Варшавянка” была выведена из состояния боевой готовности потому, что матросы выдирали целые блоки с радиодеталями из системы управления, забирали конденсаторы и другие приборы, а платы выбрасывали за борт. Прокурорам пришлось нанимать водолазов, чтобы достать платы и использовать их в качестве вещественного доказательства против обвиняемых.

          Сейчас более десяти человек находятся на нарах в ожидании суда за кражу 31 прибора, содержащего платину, палладий и другие металлы. Один из “героев”, капитан второго ранга, сам не крал, но успешно продавал украденное, и дома у него нашли всевозможные провода и слитки драгоценных металлов. В советское время он работал на лодке помполитом.

          Командующий разнородными силами северо-восточного направления вице-адмирал Константин Семенович Сиденко в беседе по телефону рьяно отрицал факты краж, произошедших в этом году, утверждая, что все написанное об этом в газетах не соответствует действительности. “Ничего не крали, - сказал он. - Это просто те, кому положено, сейчас предстают перед судом за давние события. Был вал негативных явлений в 1998 году. Сейчас все стабилизировалось”.

          По словам прокурора Сазонова, матросы и офицеры, крадущие металл, часто переплавляют его дома, получая низкокачественные слитки. Золото и платину они продают ювелирам. Но есть и очень большой спрос на такие редкие металлы, как бериллий и литий. “К сожалению, этот рынок очень быстро развивается, и мы пытаемся с этим бороться”, - сказал Юрий Анатольевич.

          Местные правоохранительные органы неплохо координируют усилия для решения этой проблемы. “Мы стараемся предвидеть, когда это может произойти, и оказаться в нужное время в нужном месте. Это совместная работа милиции, судов, прокуратуры. В этом году она хорошо налажена”, - сказал Сазонов.

          Борьба им предстоит действительно нелегкая. Огромное количество скупщиков радиодеталей и прочего оборудования, украденного с подводных лодок, остается в выигрыше, даже если покупает все это по большой цене.

          Диспетчер одной такой фирмы, давшей объявление в газете, сказала по телефону, что за некоторые детали ее начальники платят более тысячи долларов. “У нас в городе очень много конкурентов. Некоторые расположены очень близко к воинским частям, у них и клиентов больше”, - сказала она.

          Самым жутким последствием воровства может стать нечаянный ядерный взрыв вроде того, что произошел в бухте Чажма в 1985 году от перегрева реактора. В прошлом году Камчатка опасно приблизилась к такому сценарию, когда два матроса проникли в реакторный отсек и украли катализаторы для реактора, потому что они содержали палладий и стоили более трех тысяч долларов каждый. Они также украли из сейфа 12 радиоактивных калибровочных пластинок, которые блестели, как золотые. Матросы не знали, что они радиоактивные, а потому спрятали их под матрасом.

          Воры попытались поднять контрольные решетки, но не смогли, потому что накануне их заварили. Если бы они преуспели в своем стремлении проникнуть в реактор, катастрофа была бы неминуема.

          Командующий военно-морским флотом России адмирал Владимир Куроедов тогда уволил десяток высокопоставленных военных начальников, но реальная опасность от этого не снизилась.

          “Никто не хочет, чтобы раздраженные люди управляли ядерными подводными лодками, в особенности их оружием. Это очень плохой рецепт, он плох до такой степени, что создает проблему, хуже которой представить себе нельзя”, - сказал профессор Молц...

         

          P.S. Как вы уже, очевидно, поняли, все списки лодок и ракет и прочие данные, кажущиеся ужасно секретными, взяты из открытой печати, в том числе – из Интернета. Как понятно и то, что ситуация на Камчакте практически зеркально отражает то, что происходит в Приморье, с той лишь небольшой разницей, что у нас пока не рискуют в открытую, с широкой рекламой скупать дорого (в буквальном смысле) стоящие детали и приборы, а специализируются преимущественно на металлоломе. Однако и здесь ключевым объектом добычи едва ли не в первую очередь выступает военное имущество. А уж того, что в любую секунду может “бабахнуть”, у нас в крае более чем достаточно: списки арсенальных взрывов последних лет – лучшее тому подтверждение.

          Истина же проста – нищий человек с оружием страшен вдвойне. Жаль только, что эту истину “за бугром” понимают лучше, чем наши правители...

Автор: Нонна ЧЕРНЯКОВА, специально для "В"