Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Мегаполис

История не бывает черно-белой

На семинаре, который Совет Европы совместно с Министерством образования России проводили во Владивостоке и в котором участвовали ученые, эксперты европейских стран, Японии, представители издательств учебной литературы, а также учителя истории Приморья, представители академической науки ДВО РАН, преподаватели вузов, рассматривались важнейшие вопросы: каким должно быть содержание этого предмета, цель которого – воспитание нравственности и гражданских чувств, и вообще – воспитание человека будущего. И каким должен быть ученик, поскольку современный, яркий дизайн школьной книги, бесспорно, должен помогать в восприятии знаний, а не отвращать от школьного предмета, одного из самых важных.
На семинаре, который Совет Европы совместно с Министерством образования России проводили во Владивостоке и в котором участвовали ученые, эксперты европейских стран, Японии, представители издательств учебной литературы, а также учителя истории Приморья, представители академической науки ДВО РАН, преподаватели вузов, рассматривались важнейшие вопросы: каким должно быть содержание этого предмета, цель которого – воспитание нравственности и гражданских чувств, и вообще – воспитание человека будущего. И каким должен быть ученик, поскольку современный, яркий дизайн школьной книги, бесспорно, должен помогать в восприятии знаний, а не отвращать от школьного предмета, одного из самых важных.

На вопросы корреспондента “В” отвечает руководитель программы реформирования преподавания истории и подготовки новых учебников по истории Совета Европы Татьяна Минкина-Милко.

          - Увы, так сложилось, что история в России в последние годы – один из самых изменчивых и конъюнктурных предметов в школе, это вам не физика, где все ясно и понятно. Разве можно что-то изменить сейчас и преподавать историю во всех странах действительно объективно? Тем более что зачастую вся наша история – это история войн.

          - Это очень важный и сложный вопрос, и он требует некоторых уточнений. Дело в том, что, преподавая историю, мы имеем дело не просто с фактом, а с его интерпретацией. В предыдущий, советский период мы привыкли к тому, что на один вопрос в учебнике один ответ, одна интерпретация и одна точка зрения. Сейчас мы стараемся в своей работе это преодолеть, показав, что история – это очень сложная область знаний, где не может быть одного вопроса, одного ответа и одной точки зрения. Практически каждый факт, особенно события, связанные с войнами, территориальными проблемами, имеют, как и любой конфликт, минимум две стороны и точки зрения, а то и больше. Поэтому один из основных принципов преподавания современной истории в школе, будь то Европа, Россия или Япония, – принцип ознакомления учеников с различными точками зрения на одно и то же событие. Во-первых, это надо, чтобы школьник понимал: историю нельзя упрощать. А во-вторых, пусть ученики учатся думать сами, анализировать, формировать свое отношение к тому или иному факту, пусть работают с дополнительным материалом.

          Теперь что касается войн. Конечно, войны и конфликты занимают большое место в истории. Но как раз Совет Европы пытается на таких семинарах и дискуссиях высказать мысль: мы бы хотели видеть школьную историю, преподаваемую в равновесии! Да, войны, да, политика, все это необходимо изучать во всей полноте и сложности, но это не вся история, и потому нужно наполнять учебники и уроки массой других фактов и сведений – из области культуры, социальной жизни, торговли, быта, повседневной жизни, традиций, чаяний людей разных эпох, и тогда история предстанет в объеме, она будет воспитывать позитивную личность. Очень важно, даже рассказывая ученикам о войнах и о современных конфликтах, не создавать образа врага. Особенно в отношении соседних государств. Не зря лучшие силы в цивилизованном мире настаивают сейчас: надо искать мирные решения любых конфликтов! Именно такую позицию нужно воспитывать и в человеке будущего. Молодое поколение должно понимать, что бывают сложные ситуации, но из каждой, приложив все усилия, надо искать мирный путь, а не решать его силой.

          Здесь, на семинаре, широко обсуждается и вопрос преподавания региональной истории – истории своего города, края, а также истории соседних стран, и от того, как все это будет подано, тоже многое зависит в будущем.

          - Хорошо, но неужели многоуважаемые японцы, историю и культуру которых так интересно изучать, смогут признать себя неправыми, например, во второй мировой войне, в том, что правительство тогда вело неправедную, агрессивную политику?

          - Конечно, для этого надо иметь и мужество, и силу духа. А еще – определенную временную дистанцию, чтобы более спокойно смотреть на исторические события. Вот пример Германии: в учебниках по истории здесь дана очень объективная оценка эпохи Гитлера, эпохи, связанной с развязыванием второй мировой войны. В Германии сейчас очень много говорят о холокосте, о жертвах в результате массового истребления народов эпохи нацизма. Так что там идет очень четкая расстановка новых оценок. И в других странах будет то же самое, это вопрос времени.

          То же самое и в российских учебниках, где даны уже объективные оценки, например, сталинской эпохи. Но вот что важно в истории: не надо только негативных оценок и фактов, любая историческая эпоха не состоит только из черных или белых красок, все сложно сплетено! И в разговоре о том или ином времени надо соблюсти баланс. Та же сталинская эпоха – там все было, и плохое, и хорошее, и трагическое, и героическое, а уж быт, жизнь, культура того времени тоже требуют объективного изучения. Быть может, тогда удастся избежать того, что вчера факты были белыми, сегодня они стали черными, а завтра опять белыми. История не терпит экстремальных, суетных оценок. Они должны быть несколько отстраненными и конечно же профессионально глубокими.

          - Подобного рода семинары прошли во многих городах России. Что наиболее ценного вы собрали в ходе их проведения?

          - Да, семинары прошли уже в Архангельске, Петрозаводске, Великом Новгороде, Москве и Петербурге, на Урале, в Хабаровске, теперь вот во Владивостоке. Безусловно, нам важно выработать общие принципы и подходы к преподаванию истории, для того они и проводятся. Но не менее важно, чтобы специалисты по образованию – и российские, и европейские, – познакомившись, начали обмениваться своими знаниями и опытом на регулярной основе, обсуждать сходные проблемы. Потому что Россия обладает огромным опытом именно в области образования. Образование в России – одна из самых больших и непреходящих ценностей во все времена и независимо от политических режимов. Без преувеличения, в России всегда был культ образования. И теперь, когда Россия открывает этот свой опыт для Европы, все мои коллеги из Западной Европы в один голос говорят: из поездок по России они увозят больше идей, свежих мыслей, чем привезли!

          Беда в другом: у самих российских учителей немного профессиональных связей друг с другом, еще меньше – информации о том, что делается в области образования за рубежом. До сих пор нет и общеевропейского журнала, который бы собирал и публиковал опыт всех европейских стран.

          Это не значит, что все учителя должны одинаково преподавать свой предмет – нет. Всегда будут разные факты, разные интерпретации, разные системы образования. Но очень важно, чтобы эти разные системы объединяло одно – гуманистический принцип подхода к истории, приоритет общечеловеческих ценностей. Быть может, тогда будущая история будет не такой кровавой?

Автор : Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"

В этом номере:
Утром деньги, вечером свет

Со вчерашнего дня «Дальэнерго» вновь перешло в наступление на своих потребителей-неплательщиков. Под максимальное отключение попал на сей раз бывший шахтерский город Партизанск.

Горняки забастовали

Сегодня коллективы участков вскрышных работ Павловских разрезов в Михайловском районе начинают бессрочную забастовку, сообщил профсоюзный комитет угольщиков поселка Новошахтинского.

В режиме чрезвычайки

В Арсеньеве объявлена угроза чрезвычайной ситуации по энергоснабжению. Мэрия не успевает принимать факсы “Дальэнергосбыта”, обязывающие предприятие местных электросетей отключать даже фидеры главного жизнеобеспечения города.

Дума удовлетворила без удовольствия

Приморская дума удовлетворила протест прокуратуры на закон Приморского края “О порядке утилизации, складирования, перемещения лома черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае”.

Наука и промышленность в одной связке

В администрации края прошло очередное заседание консультативного совета по иностранным инвестициям в Приморском крае. Здесь обсуждались предложения ДВО РАН в области внедрения инновационных технологий.

Последние номера