Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Мегаполис

От судьбы не уйдешь

Любое происходящее в мире событие, а тем более событие трагическое, всегда предворяется какими-то почти невероятными предзнаменованиями. К сожалению, их сокровенный смысл люди начинают понимать, как правило, только тогда, когда трагедия уже произошла. Увы, но в подавляющем большинстве мы еще не научились разгадывать сверхсложные ребусы, которые составляет для нас судьба, а потому не в силах понять и те подсказки, которые она нам зачастую дает.
Любое происходящее в мире событие, а тем более событие трагическое, всегда предворяется какими-то почти невероятными предзнаменованиями. К сожалению, их сокровенный смысл люди начинают понимать, как правило, только тогда, когда трагедия уже произошла. Увы, но в подавляющем большинстве мы еще не научились разгадывать сверхсложные ребусы, которые составляет для нас судьба, а потому не в силах понять и те подсказки, которые она нам зачастую дает.

Все еще свежа память о трагедии в Баренцевом море. Гибель атомохода “Курск” и 118 членов его экипажа отозвалась болью в сердце каждого. И это не случайно, ибо произошла трагедия национального масштаба. Но и в этом случае не обошлось без предзнаменований и предчувствий. Что же касается некоторых членов экипажа, то в отношении их высшие силы буквально до самого последнего момента не определили, кому и какую судьбу предназначить.

          А начать надо с самого корабля. Первоначальная судьба “Курска” складывалась вполне удачно. Корабль оказался чуть ли не единственным, который удалось достроить в середине 90-х годов, когда под автоген шли почти самые современные корпуса. Именно “Курску” довелось после многолетнего отсутствия нашего флота на Средиземном море первому ворваться на его просторы и посеять настоящую панику в 6-м флоте США. Именно “Курск” должен был осенью 2000 года вновь вернуться туда же в составе мощной эскадры и поставить тем самым победную точку в истории российского флота ХХ века. Но последнего, увы, не произошло...

          Сейчас очевидцы вспоминают, что многие считали этот корабль счастливым и завидовали тем, кто служил на нем. Да и сами члены экипажа считали себя избранниками судьбы. Вспомним, однако, что еще римляне боялись называть себя счастливыми, говоря, что боги счастливцев не любят. В казарме экипажа “Курска” на самом видном месте был помещен стенд “Координаты скорби”, посвященный погибшему атомоходу “Комсомолец”. В умывальнике команды находилось большое зеркало. Буквально накануне последнего выхода “Курска” в море оно треснуло. Тогда многие, глядя на него, подумали, что это не к добру.

          Был в дивизии атомоходов, куда входил “Курск”, и свой талисман – всеобщий любимец - пес по кличке Бриг. Каждую уходящую в море и возвращающуюся с моря лодку Бриг провожал и встречал на причале. “Курск” был первой лодкой, которую Бриг не проводил. Буквально за несколько дней до последнего выхода “Курска” Бриг был растерзан стаей бродячих собак, когда пытался отстоять свою территорию. Подводники похоронили собаку на берегу бухты и пошли в море...

          “Курск” очень много плавал, и тот, последний выход в августе был самым заурядным. Однако почему-то именно перед этим его выходом в море целый вал недобрых предчувствий обрушился на членов экипажа и их семьи. Многие видели провидческие сны, кто-то стучал ночью в окна, вокруг происходили какие-то необъяснимые вещи.

          Вдова старшего лейтенанта Ерахтина – Наташа вспоминает, что ее муж, уже выйдя за дверь, внезапно вернулся и долго молча смотрел на нее.

          – Почему ты смотришь и молчишь? – спросила она.

          – Просто хочу тебя запомнить! – ответил он ей.

          Он же, уходя, впервые забрал с собой фотографии дочери, сказав, что теперь они будут всегда с ним. В семье капитан-лейтенанта Репникова первой беду почувствовала находившаяся за тысячи километров от места трагедии дочь Даша. Именно 12 августа, в день гибели отца, у нее случилась, казалось бы, беспричинная страшная истерика, и взрослые долго не могли понять, что к чему.

          Старший мичман Козадеров, одеваясь перед уходом на службу, показал жене старый шрам на ноге и сказал:

          – По этому шраму ты всегда сможешь меня опознать!

          Слова мужа были настолько необычны, что жена запомнила их навсегда.

          Кок корабля старший мичман Беляев, по воспоминанию его жены, буквально за день до последнего выхода “Курска” вдруг ни с того ни с сего сказал:

          – Ты бы знала, как мне не хочется погибать в море!

          Тогда супруга не отнеслась серьезно к словам мужа, страшный смысл их дошел до нее только несколько дней спустя...

          Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, тот самый, что, находясь в девятом отсеке, сумел написать записку, внесшую столько ясности в ход развития катастрофы, уходя в свой последний поход, почему-то оставил дома нательный крест, который всегда был на нем.

          Начальник штаба дивизии капитан 1-го ранга Владимир Багрянцев вообще до последнего момента не знал, на какой из двух выходящих в море лодок он пойдет. Все решилось в самый последний момент. Владимир Багрянцев являлся автором весьма популярного на Северном флоте застольного тоста, в котором самым невероятным образом провидчески предугадал собственную смерть. Последнее четверостишие этого тоста звучит так:

          Ну а если случится такое
          По отсекам пройдет ураган,
          Навсегда экипаж успокоя...
          И за них поднимаю стакан!

          Почему он не написал ни о пожаре, ни о затоплении, а именно “по отсекам пройдет ураган”? Ведь гибель лодки была именно такой: страшной силы взрыв, разрывая межотсечные переборки, огненным ураганом прошелся по ней, уничтожая на пути все живое. Совпадение или озарение?

          К слову, капитан 1-го ранга Багрянцев был очень верующим человеком и мечтал, чтобы в его гарнизоне Видяево поставили церковь. Церковь поставили, но причиной этого стала гибель его и товарищей...

          Знакомясь с судьбами членов экипажа “Курска”, поражаешься, насколько была фортуна милостива к одним и жестока к другим.

          Боцман лодки старший мичман Мизяк был отпущен командиром на несколько дней, чтобы встретить возвращавшуюся из летнего отпуска семью. Вместо него пошел в море товарищ с соседнего корабля.

          Мичмана Корнилова спасла, сама того не подозревая, мать. Незадолго до гибели “Курска” она попала в автокатастрофу и в тяжелом состоянии была доставлена в реанимацию. По телеграмме Корнилов был отпущен. Так мать еще раз дала жизнь своему сыну. Сегодня она, наверное, одна из самых счастливых матерей на свете, ибо своими страданиями и муками подарила сыну вторую жизнь. Сколько матерей с “Курска” мечтали бы оказаться на ее месте! Увы, этот жребий выпал только ей...

          Капитан 2-го ранга Казогуб опоздал из отпуска к отходу лодки всего лишь на два дня, точнее, даже не опоздал, а “Курску” на два дня перенесли время выхода. Это капитана 2-го ранга Казогуба и спасло. Несколько человек остались живы только благодаря своим болезням, так как лежали в госпитале.

          Одним из тех, кому в самый последний момент была дарована жизнь свыше, оказался химик лодки мичман Несен. Дело в том, что помимо основной специальности он исполнял обязанности внештатного финансиста. Когда “Курск” уже готовился к отходу, командир корабля капитан 1-го ранга Геннадий Лячин вызвал мичмана наверх и приказал оставить корабль, чтобы за время выхода лодки он успел получить в финансовой части зарплату и по приходе “Курска” в базу раздал ее экипажу. Мичман едва успел сбежать на причал, когда уже убирали трап. Зарплату он раздавал уже вдовам...

          Капитан 3-го ранга Мурат Байгарин в июле поступил учиться в академию. В Видяево вернулся, чтобы оформить документы и забрать семью. В море его просто попросили сходить - подстраховать молодого командира боевой части, да и выход был всего-то на три дня...

          Помощник флагманского механика дивизии капитан 2-го ранга Василий Исаенко вообще не должен был идти в тот раз в море. Помфлагмеха надо было делать обширный отчет, на берегу ж его все время отвлекали всевозможными вводными, и тогда он решил выйти в море, чтобы там, уже не отвлекаясь, закончить всю накопившуюся бумажную работу. Прихватив компьютер, капитан 2-го ранга Исаенко прибыл на “Курск” перед самым отходом...

          Отец капитан-лейтенанта Алексея Шевчука, офицер запаса, командовал одним из видяевских буксиров. Именно он 10 августа помогал выходить в последний поход “Курску”. Если бы только мог знать отец, что он своими руками толкает сына навстречу гибели! Отец капитан-лейтенанта Бориса Гелетина капитан 1-го ранга Владимир Гелетин как офицер штаба Северного флота лично планировал и разрабатывал учения, в ходе которых погиб его сын. Мог ли он представить себе, что в очерченном им на карте учебном полигоне буквально через несколько дней найдет смерть его Борис?

          Еще одно страшное совпадение. В ходе водолазных работ на “Курске” из 9-го отсека было поднято 12 подводников из 23 находившихся там. Доставали и тринадцатого. Его пытались достать в течение целых суток, но так и не смогли добраться из-за завалов. Но почему именно 12? Ведь это наиболее любимое богом число, символизирующее число апостолов. Случайное совпадение или некий знак?

          Много необычного было и с природными явлениями. Так, в день, когда родственники погибших отправились в море на госпитальном судне “Свирь” для возложения цветов, вода в бухте внезапно сделалась необыкновенного сверкающе-бирюзового цвета, которого не помнили даже местные старожилы.

          В день, когда женам и матерям в Видяевском доме офицеров выдавали свидетельства о смерти мужей и сыновей, небо над Видяево внезапно буквально за несколько минут стало необыкновенно золотого цвета, да еще и с двойной радугой. Это было настолько необычно, что люди, останавливаясь, подолгу смотрели в небо, словно пытаясь получить от него утешение в своей беде.

          Достаточно необычные совпадения произошли и с датами. Так, операция по обследованию “Курска” и подъему погибших членов экипажа началась 20 октября - в день, который всеми российскими моряками особо почитаем, так как именно 20 октября 1696 года боярская дума издала свой знаменитый указ, начинавшийся словами: “Морским судам быть...” Этот день принято считать датой рождения российского флота.

          Первые четыре погибших подводника были подняты на поверхность на семьдесят пятый день с момента катастрофы. Именно в этот день в Грузии гибнет российский самолет “Ил-18”, на борту которого были экипаж и семьдесят пять пассажиров. Возможно, что все это лишь совпадения, однако даже если все обстоит именно так, то эти совпадения весьма красноречивы.

          Мы все еще слишком мало знаем окружающий нас мир, а потому многое, что происходит вокруг нас и несет некую знаковую информацию, просто пока не в силах расшифровать, а если порой и понимаем, то, увы, слишком поздно. И как знать, может, все-таки придет время и люди научатся понимать то, от чего стремится их предостеречь высший разум. Насколько тогда станет меньше бед, смертей и человеческого горя!

Автор : Владимир ЗАЙЦЕВ, СМИ.Ru в Интернете

В этом номере:
Не все вкусности одинаково полезны

На прилавках наших магазинов настоящее изобилие всевозможных лакомств. Однако здесь доверчивого покупателя могут поджидать всякого рода сюрпризы из разряда неприятных. Полбеды, если приобретенный у неизвестного производителя торт не понравится вам по вкусу. Хуже, если его качество отразится на здоровье.

На все - сто

Позавчера, после очередного заседания Госсовета, посвященного реформе, ЖКХ стало ясно - перехода на 100-процентную оплату коммунальных услуг нам не избежать. Окончательный вариант программы должен появиться к 1 июля.

Нам светит “мертвый сезон”

В коммунистические времена говорили, что у советских колхозов всего четыре проблемы: весна, лето, осень и зима. В последние годы Приморье ежеквартально сталкивается с каждой из них отдельно. Поэтому первый день нового сезона (по закону тарифы на тепловую и электрическую энергию можно менять один раз в квартал) всегда ожидают с тревогой и опаской: что там еще нам подкинут ненасытные энергетики?

От мощных канатов до шнурков

Все это делали в старом Владивостоке... Сегодня прилавки всех магазинов и киосков Приморья пестрят разноцветьем иностранных товаров. Большинство из них имеет торговые марки стран Юго-Восточной Азии. Всегда ли было такое засилье иностранных мастеров? Оказывается, нет, и в этом можно убедиться, полистав старые газеты Владивостока.

Выборы губернатора: двое – это много

Сегодня краевая избирательная комиссия должна разместить заказ на изготовление бюллетеней к второму туру выборов губернатора края на Приморском полиграфическом комбинате. Будут ли в них указаны фамилии лидеров по итогам первого тура Сергея Дарькина и Виктора Черепкова – зависит от решения краевого суда, который продолжил слушание “дела о майках” вчера во второй половине дня, когда этот номер “В” уже был подписан к печати.

Последние номера