Из кого нам выбирать городскую думу?

В жизни надо за все расплачиваться, в особенности за то, чего не имеешь. Нашему городу очень не хватает людей, которые бы о нем думали.

18 март 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №98 от 18 март 1997

В жизни надо за все расплачиваться, в особенности за то, чего не имеешь. Нашему городу очень не хватает людей, которые бы о нем думали.

30 марта - довыборы в думу города Владивостока. Напомним, что 22 декабря прошлого года выборы все-таки состоялись, хотя и по одному округу.

В думе должно быть 22 депутата. Свою работу она сможет начать, если будет избрано еще минимум 15 человек, то есть две трети от полного состава.

Горожане просто запутались в конце прошлого года, чья избирательная комиссия какие выборы проводит, и, махнув рукой, практически не явились на избирательные участки.

Эта же ситуация может повториться и 30 марта. Как-то почти не видно и не слышно, чтобы кандидаты в депутаты активно работали с избирателями: встречались, звали, обещали. Хуже всего и то обстоятельство, что горожане крайне скептично настроены по отношению к любой власти и тем более “представительной”. Никто не взял на себя труд внятно и терпеливо разъяснить, для чего нужна городская дума и чем она будет заниматься.

По идее это задача - общегосударственная, и скорее всего Государственная дума должна была помочь становлению представительной власти на местах. Можно тысячу раз избирать президентов, губернаторов и старост, но демократии в России не будет до тех пор, пока народ не научится работать в парламенте (оставим пока в стороне вопрос, подходит ли вообще демократия для России).

Во Владивостоке выборы в городскую думу - это борьба вокруг поста мэра. Причем в нее втягиваются не только сторонники и противники Черепкова, но появилась и новая сила. Сплоченнее всех выступили “лебединцы” (не путать со сторонниками бывшего вице-губернатора): минимум 10 человек выдвинуто избирательным объединением Приморское отделение общероссийского общественного движения “Честь и Родина”. Среди прочих зарегистрированных кандидатов официально от коммунистов нет ни одного человека и только 4 представителя либеральных демократов.

В начале марта местные сторонники Александра Лебедя все-таки провели объединительную конференцию и “преодолели внутренние разногласия”. Сейчас в крае насчитывается около тысячи зарегистрированных членов движения “Честь и Родина”, в основном жителей Владивостока и Находки, и тьма сочувствующих. Точнее сказать нельзя, тем более что 14-15 марта в Москве прошел учредительный съезд “лебедей”, после которого должна быть официально зарегистрирована новая Российская народная республиканская партия. И многие сторонники А. Лебедя, до сих пор служащие в армии и правоохранительных органах, просто по закону не могут быть членами любой партии.

От нашего края в Москве побывали 3 делегата. Ожидается, что сам Лебедь может дней через 10 появиться во Владивостоке. И такой визит - накануне выборов в городскую думу - может привести к тому, что избиратели, сочувствующие будущему президенту, проголосуют за его сторонников. Тогда “лебединцы” составят самую влиятельную и самую независимую фракцию. А судя по последним высказываниям влиятельных “лебедей”, нынешний мэр В. Черепков потерял их симпатии.

Кто еще стремится в городскую думу?

Всего зарегистрировано 98 кандидатов, но так как в двух округах № 5 и 8 собрали нужное количество подписей только по одному кандидату, то в них выборы производиться не будут. Поэтому в списки для голосования будут включены 96 претендентов.

Если судить по фамилиям и по должностям кандидатов, то можно сделать самые общие выводы о раскладе сил в городе. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что противники Черепкова проявили большую активность, нежели его сторонники. Мэрия увлеклась городским референдумом, судьба которого так неожиданно повисла в воздухе, и не сформировала достаточно мощной команды.

Пожалуй, только 2 видных “черепковца” попали в список. Это нынешний глава администрации Советского района Н. Белецкий и директор департамента по работе с общественностью мэрии А. Корольков, причем последний выдвинут “Честью и Родиной” и будет связан “партийной дисциплиной”. Прежняя городская администрация представлена богаче: бывшие главы районов, замы К. Толстошеина (да простят они меня, если я неправомерно употребляю слово “бывшие” - честно говоря, запутался в решениях судов, есть ли в городе районы и кто является их главами, кто уже уволен из мэрии, а кто просто на больничном).

Если брать только городских чиновников среди кандидатов, то перевес в пользу оппонентов Черепкова как минимум раза в 3. Очень сплоченно выступили представители прежних структур районных жилищно-коммунальных служб - ПЖЭТов: их 6 человек. Это независимые люди, с ними воевала и прежняя городская власть. Но Черепков сделал громадную политическую ошибку, так не вовремя с ними поссорившись: во-первых, у ПЖЭТов до последнего момента были деньги, которые можно было использовать на агитацию; во-вторых, через домоуправления было бы проще собирать подписи в поддержку своих людей; в-третьих, они помогли бы обеспечить явку избирателей.

В думу пошли и руководители ряда крупных предприятий, завязанных на город: городской телефонной станции, электрических сетей, водоканалуправления, “Примавтотранса”, “Дальзавода”, фармацевтической фабрики и ряда других. Их деятельность во многом зависит от умения решать проблемы с городскими властями, это уважаемые в народном мнении структуры. К тому же рабочие коллективы достаточно многочисленны, чтобы попытаться обеспечить победу своим начальникам. Любопытно, что почти не пошли в депутаты руководители “пищевки” - мясо-, молоко- и хлебокомбинатов, кондитерской фабрики, ликеро-водки, исключение составил только генеральный директор “Пивоиндустрии Приморья”.

Почти нет в списках известных бизнесменов - в основном представители небольших ИЧП и ТОО. Зато очень много тех, кого раньше называли людьми “свободных профессий”: ученых, преподавателей вузов и школ, врачей и юристов. Их симпатии трудно просчитать, интеллигенция за годы советской власти приобрела такую идейную стойкость, что ей, как говаривал покойный Веничка Ерофеев, хоть с трех метров плюй в глаза - не шелохнется. Но будем надеяться, что среди наших кандидатов больше тех, кто, “получив от Родины знания”, не потерял совести.

Так что в целом, если выборы состоятся, мы получим скорее независимую думу, нежели “антимэрскую”. И это, знаете ли, как-то внушает надежду... В патетические минуты (когда нужно склонить на свою сторону) депутатов не зря называют “совестью нации” (не путать с “совестью России” - этот титул персонифицирован). Только не будем забывать, что дремлющая совесть чаще засыпает, чем просыпается.

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, “Владивосток”