Какую радиостанцию вы слушаете?

Электронные версии
Экономика, финансы

Не просто российское. Приморское

Когда-то на Дальнем Востоке была создана мощная водохозяйственная индустрия, при этом 80 процентов всех оросительных и треть осушительных систем было сосредоточено в Приморском крае. В Ханкайском, Хорольском, Черниговском и Спасском районах вырастали настоящие агрогородки: дороги, дамбы, социальная инфраструктура. Сельчане имели работу, край худо-бедно пополнял свой бюджет. О том, какова нынешняя ситуация в этой области, корреспондент “В” беседует с директором ГП “ДальНИИГиМ” доктором экономических наук Валерием Носовским.

Когда-то на Дальнем Востоке была создана мощная водохозяйственная индустрия, при этом 80 процентов всех оросительных и треть осушительных систем было сосредоточено в Приморском крае. В Ханкайском, Хорольском, Черниговском и Спасском районах вырастали настоящие агрогородки: дороги, дамбы, социальная инфраструктура. Сельчане имели работу, край худо-бедно пополнял свой бюджет. О том, какова нынешняя ситуация в этой области, корреспондент “В” беседует с директором ГП “ДальНИИГиМ” доктором экономических наук Валерием Носовским.

- Валерий Сергеевич, в недалеком прошлом на прилавках наших магазинов был в основном приморский рис. Его выращивалось достаточно, и многих его качество устраивало. За последние годы все изменилось – в продаже есть и китайский, и вьетнамский, и американский. Но наш народ постепенно отказывается от импортной продукции, все чаще выбирая российское. Есть ли надежда, что рисосеяние в Приморье возродится? Или все порушено безнадежно?

          - К великому сожалению, нынешняя ситуация не радует. В 80-е годы были созданы привлекательные агроландшафты, процветали хозяйства “Жемчужное” и “Корниловское” в бассейне реки Арсеньевки, была запроектирована вторая очередь освоения земель на Уссуро-Сунгачинском массиве на 150 тыс. га (70 тыс. га – под рис), начиналось строительство ряда хозяйств в Кировском и Лесозаводском районах, обещавших хорошие перспективы. Трудоемкость производства риса была самой низкой.

          Отказ от рисосеяния в Приморье ничем не оправдан. И мы это можем доказать. Наши расчеты строятся на реальных объемах реконструкции, ремонта, обеспечения мелиоративной, сельскохозяйственной и эксплуатационной техникой, на обустройстве села. Можно продолжить строительство ряда незавершенных хозяйств в Хорольском, Спасском и Кировском районах. Отказ от рисосеяния в Приморье приносит краю ущерб, финансирование последствий которого в 562 раза больше оплаты электроэнергии для насосных станций. В настоящее время благодаря федеральным средствам на содержание насосных станций и межхозяйственной сети, краевых – на оплату электроэнергии, вода по магистральным каналам подается на рисовые системы хозяйств, которые в свое время были приватизированы. В результате из 66 тысяч гектаров рисовых земель поливается только 10 процентов, из 30 тысяч оросительных (кроме риса) – вообще ноль. Тем не менее федеральный бюджет по статье “Земельные ресурсы” возвращает краю 13-15 млн. руб. на реконструкцию, а краевой бюджет выделяет по этой статье на ремонт систем и повышение плодородия земель из средств муниципальных образований 4 млн. руб.

          - Вы рассчитываете в основном на федеральный бюджет?

          - В том числе и на него. Можно мобилизовать ресурсы путем участия в целевых программах “Плодородие”, “Зерно”, “Социальное развитие”, “Миграция”, “Дальний Восток и Забайкалье”. В этом случае мы получим средства не по остаточному принципу, а по нашим обоснованиям с привлечением средств местного бюджета и из внебюджетных источников. Если мы доведем производство риса до 100 тысяч тонн в год (раньше было 120 тысяч), себестоимость продукции с внедрением наших разработок снизится на 27 процентов, а затраты окупятся за 3,6 года. Чистый доход составит в среднем около 200 млн. руб. в год. Поступление налогов в бюджеты всех уровней будет 40-50 млн. руб. ежегодно. При этом улучшатся условия жизни населения, появятся новые рабочие места, к лучшему изменится демографическая ситуация.

          Конечно, полностью рассчитывать на бюджетные средства не приходится, часть можно получить из внебюджетных источников. Заинтересована в нашей работе, к примеру, корейская сторона. Процесс объединения двух Корей выявил, что они только на 25-30 процентов обеспечены собственным продовольствием. С восстановлением железнодорожной линии север–юг Кореи, выходом ее на Транссибирскую магистраль, с развитием торгово-экономических отношений и стабилизацией ситуации в крае вложение иностранных инвестиций станет и реальным, и выгодным.

          - Китай для нас серьезный конкурент?

           - В последние годы импорт китайского риса, по данным Дальневосточной таможни, достиг 170 тыс. тонн, это более чем на 30 млн. долларов США. Таким образом, китайцы вместо нас решают проблему продовольственного обеспечения вплоть до Урала. Это уже политика государства. Наша же администрация правильно пытается восстановить производство, в том числе и поставками комбайнов и тракторов по лизингу.

          - Несколько слов, пожалуйста, о разрабатываемой вашим институтом целевой программе.

          - Разработка этой актуальной для социально-экономического развития Приморья программы ведется по инициативе администрации края. Соответствующее постановление в феврале нынешнего года утверждено и. о. губернатора Дубининым. Информация о выполнении постановления одобрена на заседании комиссии администрации края по вопросам агропромышленного комплекса. Основные положения нашей программы поддержаны в Минэкономразвития и Минсельхозе России, которые из средств федерального бюджета по государственным целевым программам предусмотрят лимит по Приморскому краю с существенным ежегодным приростом. К выполнению программы привлечены некоторые департаменты и комитеты администрации края и научные организации. Активное участие в ее разработке и реализации принимают также зарубежные общества.

          - Значит, скоро приморцы вновь смогут выбирать российское?

          - Я очень на это надеюсь.

Автор : Галина КУШНАРЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"

В этом номере:
На единый тариф равняйсь!

В ближайшие месяцы жители Приморья смогут спокойно смотреть центральные телеканалы, телевизоры в их домах не погаснут. Проблему долга передатчиков-ретрансляторов за используемую электроэнергию удалось решить в Москве в ходе переговоров между РАО “ЕЭС России” и Всероссийской государственной телерадиокомпанией.

Юрий Москальцов усилит комитет

Два месяца пролежал у премьер-министра Михаила Касьянова приказ о назначении заместителем председателя Государственного комитета по рыболовству Юрия Москальцова. На прошлой неделе глава кабинета министров наконец-то его подписал.

Не просто российское. Приморское

Когда-то на Дальнем Востоке была создана мощная водохозяйственная индустрия, при этом 80 процентов всех оросительных и треть осушительных систем было сосредоточено в Приморском крае. В Ханкайском, Хорольском, Черниговском и Спасском районах вырастали настоящие агрогородки: дороги, дамбы, социальная инфраструктура. Сельчане имели работу, край худо-бедно пополнял свой бюджет. О том, какова нынешняя ситуация в этой области, корреспондент “В” беседует с директором ГП “ДальНИИГиМ” доктором экономических наук Валерием Носовским.

Золотая жила Приморья

Чугуевский район до недавнего времени славился женьшенем, выращенным в домашних условиях. Наверное, в чем-то он несколько уступал дикорастущему, но все равно это был настоящий корень жизни.

Дума Приморья жалуется президенту и объявляет "парламентскую республику"

Юбилейное, сотое заседание думы Приморского края проходило при достаточно любопытном антураже. Видимо, чтобы подчеркнуть особую торжественность и значимость этого события, силовые структуры края усилили патрули вокруг "Белого дома", выставив своеобразный почетный караул. Кроме обычной машины с нарядом дорожно-патрульной службы ГИБДД на время проведения заседания думы были добавлены еще несколько таких "дозоров". По наблюдениям корреспондента "В", вдоль всей линии фасада администрации края были выставлены наряды милиции в бронежилетах. Здесь же у входа находились несколько старших офицеров. А в стоящих чуть поодаль автобусах и "уазиках" - закованные в бронежилеты люди в милицейской форме и камуфляже.

Последние номера