Может ли быть чистой водопроводная вода?

Во Владивостоке с приходом весны вновь обострилась проблема очистки питьевой воды. В очередной раз ответственные за ее состояние чиновники обращаются к населению с требованием кипятить воду и ни в коем случае не потреблять ее в сыром виде. Интересно, можно ли раз и навсегда сделать так, чтобы вода, поступающая в квартиры жителей столицы Приморья, хоть чуть-чуть приближалась к мировым стандартам?

11 май 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №973 от 11 май 2001

Во Владивостоке с приходом весны вновь обострилась проблема очистки питьевой воды. В очередной раз ответственные за ее состояние чиновники обращаются к населению с требованием кипятить воду и ни в коем случае не потреблять ее в сыром виде. Интересно, можно ли раз и навсегда сделать так, чтобы вода, поступающая в квартиры жителей столицы Приморья, хоть чуть-чуть приближалась к мировым стандартам?

Как вы думаете, какие химические элементы входят в состав воды? Если считаете, что водород и кислород, вы отстали от жизни. В ней присутствуют все элементы таблицы Менделеева. Старик бы содрогнулся, узнав, какую воду мы потребляем. Конечно, можно возразить, что очищенную воду продают в магазинах. Однако далеко не всем она по карману.

          Между тем уже почти 10 лет как в Приморье разработан экологически чистый метод очистки воды с помощью хитозана. Рыболовецкий колхоз “Восток-1”, который вырабатывает столь нужный каждому жителю Приморья коагулянт, способен обеспечить потребности всего Владивостока. Однако, как это часто бывает, муниципальное предприятие “Водоканал” настороженно относится к нововведениям и предпочитает сыпать в воду привычную хлорку, не очень-то полезную для здоровья.

          - Использование данной технологии позволит очистить воду во всей водопроводной системе города, и в домах владивостокцев будет чистая питьевая вода, - рассказывает председатель правления рыбоколхоза “Восток-1” Александр Передня. - Дело лишь в том, чтобы преодолеть чиновничьи препоны и принять конкретные решения на уровне законодательной и исполнительной власти города.

          - Александр Александрович, в чем суть предложенной вашим предприятием технологии?

          - Для производства коагулянта под названием хитозан мы используем панцирь краба. Из него добывается несколько разновидностей биополимеров, главное свойство которых – способность абсорбировать, т. е. извлекать из загрязненной среды вредные для здоровья человека тяжелые металлы и радионуклиды. Собранная хитозаном грязь затем легко утилизируется.

          - Ваше предприятие стало пионером в области промышленного производства отечественного хитозана. Как это получилось?

          - После катастрофы атомной подводной лодки “Комсомолец” к российским специалистам обратились с призывом найти средство нейтрализации радионуклидов. Учеными был предложен один из вариантов с использованием хитозана. Комитет по рыбному хозяйству РФ поставил задачу перед рыбопромышленными предприятиями. За ее выполнение взялся рыболовецкий колхоз “Восток-1”.

          Наше предприятие, имевшее хорошие партнерские отношения с ТИНРО-Центром, сумело решить проблему. Однако, как это часто бывает, общественность поутихла. Необходимость для правительства отпала, и нам посоветовали самим искать применение этому продукту.

          - И какое применение удалось найти?

          - У нас есть интересный опыт сотрудничества с администрацией Челябинской области. Как известно, там долгое время со всей нашей российской неряшливостью развивались предприятия атомной промышленности. Вода и почва загрязнены настолько, что местную продукцию сельского хозяйства никак нельзя назвать экологически чистой. Используя хитиновые добавки в корме скота, местные животноводы смогли добиться качества молока и мяса, соответствующего ГОСТУ. Хитозан также дал прибавку урожая зерновых до 20 процентов.

          Испытали препарат и на очистке водоемов в городе Кембридже (США). Результат – отличный. Хитозан в сочетании с особого рода глиной - бентонитом - прекрасное средство очистки воды. У нас в Приморье бентонит в больших объемах залегает вблизи Кавалерово. Казалось бы, чего же еще нужно?

          “Восток-1” способен выпускать 80 тонн хитозана в год. Этого как раз хватит для Владивостока, чтобы дать горожанам чистую воду. Сейчас город привозит дорогие коагулянты и флокулянты с запада, но их не хватает, поэтому даже при полных водохранилищах третья часть города не имеет холодной воды. Да и безвредность некоторых очистителей сомнительна.

          Поражает то, что уже несколько лет мы поставляем хитозан куда угодно, но только не во Владивосток. Почему так происходит? Видимо, нашим чиновникам нет дела до здоровья горожан. Такое равнодушие поражает.

Автор: Андрей ИВАНОВ, специально для "В"