В эту ночь решили моджахеды перейти границу у реки

В последних числах апреля-2001 в Москве встретились президенты России и Таджикистана Владимир Путин и Имомали Рахмонов. В числе прочего главы государств вели разговор о необходимости дальнейшего присутствия российских пограничников на границе с Афганистаном и Китаем. В апреле Душанбе посетил министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу, который также живо интересовался положением на Памире и в предгорье, состоянием готовности не только наших боевых подразделений, но и силовых структур союзника. Обстановка на реке Пяндж с каждым днем осложняется. Об этом шел разговор и военного корреспондента “В” с командующим погрангруппой РФ в РТ генерал-майором Александром Маркиным, 30 лет прослужившим на границе и воевавшим в Афганистане.

4 май 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №971 от 4 май 2001
В последних числах апреля-2001 в Москве встретились президенты России и Таджикистана Владимир Путин и Имомали Рахмонов. В числе прочего главы государств вели разговор о необходимости дальнейшего присутствия российских пограничников на границе с Афганистаном и Китаем. В апреле Душанбе посетил министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу, который также живо интересовался положением на Памире и в предгорье, состоянием готовности не только наших боевых подразделений, но и силовых структур союзника. Обстановка на реке Пяндж с каждым днем осложняется. Об этом шел разговор и военного корреспондента “В” с командующим погрангруппой РФ в РТ генерал-майором Александром Маркиным, 30 лет прослужившим на границе и воевавшим в Афганистане.

  - Боевые части исламского движения “Талибан” за последние месяцы не только расположились напротив Пянджского погранотряда, но и вышли на равнинной части к заставам правого фланга Московского отряда. По данным разведки и общим наблюдениям, в ближайшее время мы не ждем наступления талибов на наши позиции, им бы разобраться во внутренних делах. Скорей всего через год-два они сломят сопротивление северного альянса и тогда двинутся в центральную часть Средней Азии, хотя и заявляют официально об обратном. Вернее, окажут поддержку отрядам боевиков исламского толка, желающим прорваться в Узбекистан, Киргизию и Таджикистан для поднятия восстаний или начала гражданских и религиозных войн. Кстати, по данным нашей разведки, отряды исламского движения “Узбекистан” готовятся прорываться через заставы погрангруппы в трех направлениях, которые уже известны и перекрываются дополнительными силами. Однако вольно или невольно уже сейчас вооруженные столкновения двух противоборствующих систем в Афганистане затрагивают нас и несут угрозу и жизни, и здоровью пограничников и жителей приграничной территории. Так же, как и непрекращающиеся попытки прорыва наркокурьеров небольшими группами и крупными вооруженными формированиями. У них не только обычное стрелковое оружие и гранаты, но пулеметы, станковые гранатометы, иной раз они имеют прикрытие минометами и зенитными орудиями. Действуют грамотно - с обязательной разведкой и боковым охранением. Готовы вступить в бой, но при сопротивлении всегда спасаются бегством, бросая при этом оружие и боеприпасы, наркотики и убитых.
          Вот сводка событий последних месяцев.
          13 марта был обстрелян наряд на калайхумбском направлении, с нашей стороны потерь нет. Бой начался в 21.50. Пограничники ответным огнем сумели оттеснить превосходящего противника за Пяндж. На месте столкновения нашли шесть мешков с героином весом 183 килограмма 150 граммов, два автомата Калашникова и девять снаряженных магазинов, ручной гранатомет, 40 тысяч долларов США.
          26 марта снежной лавиной высотой до пяти метров отрезало сообщение с заставой “Сохгарв”.
          23 марта пограничники пресекли очередную попытку прорыва наркокурьеров. После боя на пути отступления моджахедов найдены три АКМ и 10 магазинов, 50 килограммов 700 граммов героина, радиостанция и 1050 тысяч афганей.
          27 марта с 8 утра до 12 дня напротив заставы “Поршнев” шел ожесточенный бой между восьмым батальоном исламского государства Афганистан и сторонниками полевого командира Хлусвола за передел сфер влияния в приграничной зоне.
          29 марта напротив седьмой заставы Пянджского отряда шла упорная схватка с применением стрелкового оружия и минометов. Вечером тех же суток на территорию заставы “Шуранысай” залетел и разорвался артиллерийский снаряд.
          30 марта в 15.00 был обстрелян из автоматов наряд на наблюдательной вышке.
          31 марта. Утром напротив заставы “Тугул” с территории Афганистана начался длительный обстрел (из зенитных установок “ЗУ-23-2” на базе джипов) лагерей беженцев на островах в пойме реки Пяндж. Разрывы нескольких очередей пришлись на таджикскую землю. В это же утро одним из нарядов Калайхумбского отряда обнаружен тайник, в котором находились один АКМ с магазином, один реактивный снаряд и 12 мин к 82-миллиметровому миномету. Уже к вечеру пограничники Хорогского отряда увидели, как к нашему берегу прибило резиновую лодку, в которой был труп застреленного мужчины, имевшего при себе 1,5 кг наркотика – чарса.
          3 апреля в 03.45 ночи вооруженной группой моджахедов была предпринята очередная попытка прорыва. Попав под обстрел, они отступили за Пяндж, бросив АКМ и магазин с патронами.
          4 апреля днем напротив заставы “Куплетин” отмечалось ведение боевых действий с применением стрелкового и тяжелого (артиллерии, минометов, танков) оружия между формированиями северного альянса и движения “Талибан”. В 19.50 на территорию Московского отряда вблизи населенного пункта залетел и разорвался танковый снаряд. Взрывом повредило электронно-сигнализационную систему. Пострадавших среди пограничников и местных жителей нет.
          5 апреля с 01.00 до 03.00 в пяти километрах от границы напротив заставы “Средний Пяндж” велся активный бой.
          На границе вся тяжесть несения службы в боевой обстановке ложится на плечи российских офицеров и прапорщиков, хотя личный состав погрангруппы на 90 с лишним процентов укомплектован гражданами Таджикистана. Таджикские солдаты – “бачо” исполнительны, трудолюбивы, терпеливы, неприхотливы. Они готовы исполнить приказ командира, сделать всякую работу по хозяйственной части или укреплению оборонительной полосы.
          Но в конкретном боевом столкновении на солдат положиться нельзя. Речь идет не обо всех военнослужащих, но ложка дегтя… Могут при встрече с противником автомат бросить. А бывали случаи, когда кто-то, увидев первым моджахедов, открывал предупредительную стрельбу поверх голов: мол, тут засада. Естественно, предупрежденный противник тут же возвращался обратно. При перестрелках зачастую слышно только оружие офицеров, прапорщиков или контрактников. С солдатами-таджиками оно и понятно, братья по вере. Поэтому и требуются надежные ребята, которые вливаются в погрангруппу из территориальных управлений. Кстати, и российских командиров постоянно пытаются купить. Есть среди местного населения отдельные личности. Они приглядываются к вновь прибывшим военнослужащим, ищут изъяны и наклонности, готовы предложить все – деньги, женщин, наркотики, водку. Недавно одному начальнику заставы “подарили” новенькую “Ниву” только за то, чтобы он не выставил на ночь на одном из участков наряд. На другой заставе начальнику подкинули 2 тысячи долларов под отпуск, “просто так”. Это все звенья одной цепи – переброски наркотиков через Среднюю Азию и Россию в Европу, Северную Америку и государства АТР.
          Основной поток наркотиков следует с территории, удерживаемой северным альянсом. На землях, захваченных талибами, разрушены структуры, занимавшиеся изготовлением и сбытом героина. Новые только создаются, хотя небольшие лаборатории сумели и там сохраниться. Поток наркотиков с каждым годом увеличивается. Основную массу пытаются переправить на равнине через порядки Московского отряда. В 1998 году задержано 956 кг (из них 170 кг героина), в 1999-м – 680 (384), в 2000-м – 3134 (801), с начала нынешнего года – 600 (462). При этом в Бадахшане мак только зацветает. Через месяц-другой сборщики отправятся на плантации собирать маслянистое молочко белого цвета. После сушки оно превращается в порошок - это и есть опий, который либо отправят на переработку в лаборатории, либо попытаются вывезти за границу – через порты Пакистана или Таджикистан.
          Со всем этим придется столкнуться и мотоманевренной группе из Тихоокеанского регионального управления. После нескольких дней подготовки в учебном центре и акклиматизации группа отправилась в Московский погранотряд. Перед выездом с нашими земляками встретился генерал-майор Александр Маркин. Командующий без обиняков сказал, что служить придется в тяжелейших условиях. В самую жару. Даже сейчас, в пору расцвета весны и буйства зелени, полуденный зной не дает покоя, а уж летом отдохнуть можно будет лишь ночью. “Ребята, служите честно, вы выполняете долг перед Отечеством. Берегите солдат и себя. Без напрасных штыковых атак. Ваша жизнь гораздо ценнее сотни бандитских. А во всем остальном - обычная охрана границы. Часто буду посещать вас. К предателям отношусь строго, но если отличились, то знайте, награда обязательно найдет вас”.
          “Страждущие семинаристы”
          Рано или поздно России придется столкнуться непосредственно с движением “Талибан”. Уже сейчас деньги от продажи наркотиков (каждый год по 20-25 миллионов долларов США) направляются на Северный Кавказ для поддержки чеченских боевиков и подрывной деятельности в самой России. На территории Афганистана действует до 30 баз по подготовке террористов, во многих из которых обучают “воинов ислама” из Ичкерии, Азербайджана, Дагестана, Ингушетии, Абхазии…
          В годы советско-афганской войны с разоренной земли в соседний Пакистан бежали миллионы представителей коренного населения страны – пуштунов. На территории режима Исламабада дети беженцев обучались в специально созданных медресе. Пакистанские инструкторы преподавали лишь военную подготовку и религиозные основы. Причем крайне экстремального направления сунитского течения ислама – ваххабизма. Недоучившиеся семинаристы в конце восьмидесятых годов возвращались на измученную родину, их нереализованной энергии требовался выход. Стали создаваться всевозможные организации, в том числе и воинствующего ислама. Одно из них под названием “Страждущие” (то есть “Талибан”) возглавил 39-летний мулла Маххамад Омар в городе Кандагаре на юго-востоке. Бывший моджахед, активно воевавший с “шурави” и потерявший в боях один глаз, он проповедовал в своем учении и молодом движении фундаментализм и аскетизм, столь желаемый вооруженными юношами-недоучками. Популярность Талибану принесла расправа над одним из полевых командиров, надругавшимся над тремя женщинами. В движение устремились молодые люди, стали быстро создаваться боевые отряды, оружие и боеприпасы которым в неограниченном количестве предоставляли органы разведки Пакистана и США. Финансовую поддержку оказали исламские государства – Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. В 1994-95 годах отряды “Талибана” (около 20 тысяч штыков) при поддержке танковых батальонов и авиационном прикрытии Исламабада перешли в наступление. К зиме 1995-96 годов они овладели южными, юго-восточными и юго-западными провинциями, подошли к Кабулу.
         
          Редакция “В” благодарит командование ТОРУ ФПС и руководство холдинговой компании “Дальморепродукт” за помощь в организации командировки.

Автор: Николай КУТЕНКИХ (фото автора), "Владивосток". Владивосток - Душанбе - Московский - Владивосток.