Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Мегаполис

Витражных дел мастер

В зимнем саду ВГУЭС работает удивительная выставка витражей Николая Наврося, выпускника Строгановки, члена Союза художников России. Здесь представлены десятки эскизов-проектов, выполненных в стилистике готики, классики, модерна, постмодерна. Многие из них уже воплотились в жизнь, расцветив ее яркими красками и сиянием света, сродни блеску драгоценных камней.
В зимнем саду ВГУЭС работает удивительная выставка витражей Николая Наврося, выпускника Строгановки, члена Союза художников России. Здесь представлены десятки эскизов-проектов, выполненных в стилистике готики, классики, модерна, постмодерна. Многие из них уже воплотились в жизнь, расцветив ее яркими красками и сиянием света, сродни блеску драгоценных камней.
Мастер, можно сказать, единственный во Владивостоке, кто занимается сегодня этим редким видом искусства, рожденным еще в ХI веке. Хотя история самого стекла стара как мир. Еще шумеры украшали стекловидной глазурью конические черепицы своих огромных храмов, а римляне вставляли разноцветные пластинки выдувного стекла в окна роскошных зданий.
- Витражи, если иметь в виду технологию, это прозрачные орнаментальные композиции из цветных стекол на основе свинцового профиля, - говорит Николай Наврось. – А если по душе - это феерия красок, цвета и какое-то ощущение волшебства, которое рождалось в детстве, когда рассматривал на солнышко калейдоскоп. Эти чудо-картины оживают и при полуденном свете, и в лучах заката, и даже под воздействием сверкающих ночных огней, создавая неповторимую игру света. Не нужно забывать, что натуральные стекла не выгорают, поэтому цвет навсегда остается ярким и сочным.
Сегодня работы Николая Наврося можно увидеть во Владивостоке в краевой детской библиотеке, в поликлинике УВД, в краевом диагностическом центре, в частных коттеджах. Но предмет его особой гордости – витражи “Архангел Гавриил” и “Архангел Михаил”, установленные в алтарной части церкви Иоанна Кронштадтского, а также многометровые цветные панно, украшающие церковь евангелистских христиан-баптистов.
- Бог един, он живет в самом человеке, это я понял, когда работал с храмовыми витражами, читал Библию, Коран, буддийскую литературу, - внимательно смотрит на меня Николай Евсеевич, будто прочитав не заданный вслух вопрос. - Да и жизнь кое-чему научила. - В прищуре голубых глаз – уверенность и спокойствие. – А вот мама придерживалась православной веры. В семье я был одиннадцатым, родился в Приморье, в селе Нижняя Бреевка. Прадеды перебрались сюда из брест-литовских земель. Отца арестовали, когда мне было несколько месяцев от роду, вернулся он из гулаговских лагерей, когда я уже стал подростком.
После армии учился во Владивостокском художественном училище, потом поступил в институт искусств. Но на месте никак не сиделось. И отправились мы с другом сначала на Чукотку, а потом в Москву, в Строгановку. Экзамены выдержал, несмотря на огромный конкурс, училище окончил на “отлично” по специальности дизайн.
И началась взрослая творческая жизнь. Вместе с женой Верой (она тоже училась в Строгановке) работали сначала в Новосибирске, в Академгородке, позже в Томске, в художественном фонде. Именно здесь занялся витражами. Можно сказать, с нуля. Знания, полученные в училище, были лишь теорией. На практике все оказалось гораздо сложнее. Начать с того, что стекло необходимо было правильно нарезать. А это целая наука. Что касается свинцовой протяжки, проще говоря “корсета”, здесь путем долгих проб и ошибок мы вообще открыли свое ноу-хау, взяв за основу принцип изготовления лапши. Опять же жизнь заставила. Раньше протяжка изготавливалась на вальцах только в Прибалтике. Сам Александров, крупнейший в России специалист по витражам, стал пользоваться нашей новой технологией. И еще. Витраж нельзя сделать на коленке. Нужна большая мастерская, специальное оборудование. И много всяких премудростей, которые должен знать мастер.
Надо сказать, что в Томске спрос на витражи был довольно большой. Ими украшались театры, библиотеки, школы, дворцы пионеров. После того как перебрался в Приморье, еще два года ездил в Сибирь, чтобы завершить начатую большую работу.
Во Владивостоке все иначе, хотя витражные традиции были здесь когда-то в чести. Город вместе русскими начинали строить немецкие, польские архитекторы, воспитанные на этом искусстве. Правда, пусть медленно, но интерес к этой теме пробуждается. Сейчас у нас готовы эскизы-проекты для оформления профессорского клуба в Пушкинском театре, новые оригинальные разработки для церкви Иоанна Кронштадтского.
Есть заказы небольшого масштаба на оформление в технике витража окон и фрагментов дверей, плафонов и световых панно для кафе и магазинов, а также для частных интерьеров. Это тоже чрезвычайно интересно, потому что позволяет смело экспериментировать со стилями, техникой, и работы получаются оригинальными, неповторимыми.
Стекло богатой палитры закупаем на Чернягинском заводе, где оно изготавливается по бельгийской технологии начала века и отличается особой тональностью цвета. Помогает в деле сын Филипп, архитектор по профессии.
Но душа просит другого масштаба. Особенно когда возвращаешься осенью с пленэра, напитавшись красками и запахами тайги, морских пейзажей. Я занимаюсь еще живописью, мозаикой.
После знакомства с мастером я отправилась в Покровский парк, в православную церковь. Народу здесь оказалось немного, и можно было без помех рассмотреть алтарные витражи, архангелов Гавриила и Михаила. Они действительно казались живыми: их лики излучали особый теплый свет, а белые крыла будто слегка подрагивали. Краски то умирали, то зажигались снова, впитав в себя все разноцветье радуги, чтобы потом вновь рассыпаться фантастическими огоньками…
И вспомнились строки М. Пруста: “…этот ослепительный узор на стекле утешал меня за темноту и бесплодность земли вне этих стен…”. Лучше о витраже не скажешь.

Автор : Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Юбилей побратимства и его примеры в Находке

Экономическая делегация из породненного города Гирина Китайской Народной Республики прибыла в Находку. В ее состав вошли руководители ведущих гиринских предприятий торговли, строительной индустрии, легкой промышленности. Возглавляет делегацию председатель горсовета и торгово-промышленной палаты Гирина Дун Кей. Нужно отметить, что визит представителей китайских деловых кругов проходит в канун 10-летия со дня установления побратимских связей между российским и китайским городами. Договор о породнении Находки и Гирина был подписан в июне 1991 года.

Рыцари огня

30 апреля у представителей одной из самых мужественных профессий праздник - День пожарной охраны. Как вы думаете, какая сегодня служба помощи пользуется среди населения наибольшим доверием: 01, 02, 03?

Бронзовому трубачу уже сорок…

Сорок лет назад, 29 апреля 1961 года, во Владивостоке торжественно открыли памятник героям гражданской войны на Дальнем Востоке. Как отмечала газета “Красное знамя”, день этот выдался теплым и солнечным. Сотни горожан, собравшихся у подножия памятника, наблюдали, как медленно ниспадало огромное белое полотно с центральной фигуры бронзового трубача и двух боковых композиций. Зрелище было грандиозным.

Юбилей побратимства...

Сегодня, 27 апреля, накануне Всемирного дня породненных городов, в музее им. В. Арсеньева будет отмечаться десятилетний юбилей со дня вступления Владивостока в международное сообщество.

Если тебе учитель имя

Торжественная церемония открытия краевого профессионального конкурса “Учитель года” состоялась в Приморском институте переподготовки и повышения квалификации учителей.

Последние номера