У кого в руках золотой ключик?

Трогательный Буратино в разноцветной курточке, строгая голубоглазая Мальвина и необъятный Карабас-Барабас бросали в зрительный зал воздушные шарики, которые тут же оказывались в руках у мальчишек и девчонок.

27 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №970 от 27 апр. 2001
Трогательный Буратино в разноцветной курточке, строгая голубоглазая Мальвина и необъятный Карабас-Барабас бросали в зрительный зал воздушные шарики, которые тут же оказывались в руках у мальчишек и девчонок. 
На сцене академического театра имени Горького заканчивался спектакль “Золотой ключик” в постановке заслуженного артиста России Александра Славского.
Эта отнюдь не премьерная постановка неизменно проходит при аншлаге, вызывая искренний восторг как у юной части аудитории, так и у сопровождающих взрослых. Динамичные короткие диалоги сменяются выразительными музыкальными номерами (композитор – Анатолий Тихонов), яркие, порой неожиданные костюмы (художник – Ольга Жердель) притягивают взгляд в течение всего спектакля, а практически все занятые актеры так органичны в предложенных им ролях, что даже самый искушенный театрал вряд ли упрекнет кого-нибудь в халтурном отношении к утренним представлениям. В результате дети разных возрастов не могут оторваться от происходящего на сцене, что, согласитесь, очень приятно и на самом деле не так уж часто случается.
К сожалению, при всем видимом разнообразии городской театральной афиши по-настоящему талантливых зрелищ, адресованных трепетным юным зрителям, не так уж много. По собственному родительскому опыту знаю, как непросто усидеть ребенку на спектаклях местного театра кукол. И дело даже не в том, что зрительный зал мало приспособлен для детской аудитории (сидящим дальше первых рядов малышам ничего не видно за головами сверстников и их родителей), а в том, что многие спектакли здесь сделаны без учета особенностей детского восприятия и не способны до конца представления удержать внимание ребятни. Если мои далеко не глупые дети теряют нить повествования, то я склонна думать, что проблемы все-таки со спектаклем, а отнюдь не с детьми.
Хорошо помню, как мы с трехлетней дочерью попали на фестиваль кукольных театров в городе Иваново. И как она плакала, когда подошел к финалу удивительный спектакль, поставленный известным режиссером-кукольником из Днепропетровска Валерием Бугаевым. Ребенку было жаль, что чудо театра закончилось, а я вдруг осознала, что за 180 минут детского представления я сама ни разу не отвлеклась и, кажется, забыла обо всем на свете. Это ли не высшая оценка работе режиссера!
Но все чаще на спектаклях заезжих гастролеров, добирающихся до Владивостока в надежде на легкий “чес” во время детских каникул, мне становится особенно грустно – до нас “долетают” постановки унылые, пустые, а иногда и с налетом пошлости. Мне печально, что наши родительские деньги утекают в чужой карман бесталанных, но предприимчивых деятелей от театра. И это в то время как во Владивостоке есть свои режиссеры и актеры, способные делать по-настоящему яркие детские зрелища!
Несколько лет назад в разговоре с Александром Славским мне довелось услышать от него неожиданную, как тогда показалось, мысль - о необходимости создания в городе специального детского театра. Прошло время, и теперь я думаю, что эта идея признанного сценического мастера и педагога абсолютно разумна и оправдана. В городе действительно не удовлетворен спрос на хорошие детские представления. Да, есть и театр кукол, и театр юного зрителя, и детские оперы в филармонии стали показывать, и театр имени Горького регулярно обновляет свой репертуар, но если отбросить неуместную в данном случае комплиментарность, то придется признать – не всегда эти постановки способны вызвать трепет в нежных детских душах. Далеко не у каждого режиссера есть в руках тот золотой ключик, которым можно открыть потайную дверцу в волшебный мир истинного театра.

Автор: Светлана КОСТЕНКО, "Владивосток"