Не смейтесь над “Паяцем”

Есть некая заданность в постановке любого спектакля – выбор пьесы, репетиции, премьера. И либо успех и долгая сценическая жизнь спектакля, либо…

27 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №970 от 27 апр. 2001
 Есть некая заданность в постановке любого спектакля – выбор пьесы, репетиции, премьера. И либо успех и долгая сценическая жизнь спектакля, либо…
С классической оперой Руджеро Леонкавалло сложилось как-то все не по-классически. С тех пор, как впервые появились афиши, оповещающие о премьере, прошло… два года. Режиссер-постановщик Юрий Гончаров считает: стоит ли вспоминать начало работы над оперой – слишком давно это было. Хотя предыстория, конечно, не изменилась.
Как-то к ведущему радио «Ви-би-си» Марти обратилось с просьбой руководство Тихоокеанского симфонического оркестра: а не поставить ли вам оперу, молодой человек? Только не надо никаких “наворотов”, все должно быть простенько, обычная классическая опера. Почему нет, решил Марти.
Нет нужды подробно описывать все приключения “Паяцев” - провидению было угодно, чтобы финальные аккорды знаменитой оперы прозвучали в городе на берегу океана в новом тысячелетии. Вы заметили, читатель, что точной даты не названо. Хотя она, разумеется, указана на вновь появившихся афишах. Юра до сих пор не уверен, что все произойдет. Вдруг оно, то есть провидение, снова вмешается?
Но ближе к действу. Оно обещает пищу, так сказать, для ума, уха и глаза. Арии в исполнении Игоря Волкова, Елены Мининой и других певцов классического репертуара будут не просто исполнены - сыграны. Один из самых сложных репетиционных моментов заключался в том, чтобы объяснить певцам, что на сцене, извините, надо не просто стоять. С изначально заданной жанром оперы статикой пришлось изрядно побороться. Рисунок движения подбирался согласно сюжету. Герои – простые итальянцы, жители деревни, где страсти кипят. Без движения здесь никак не обойтись. Это что касается глаза и уха.
А для ума… Паяц, всю свою жизнь выступающий в некоем дурашливом образе, вдруг остается один на один со своими переживаниями и размышлениями: готов ли он на настоящие поступки. Жизнь предъявляет счет, который надо оплатить. Степень игры и взаправдашнего в жизни зависит от каждого из нас. Паяц готов платить. А мы? 
Словом, финала-то как бы и нет. Во всяком случае, придуманный Гончаровым два года назад сегодня не подходит. Осенью прошлого года Юра поставил “Дандена” на сцене театра молодежи. Там тоже был важен именно финал – индивидуум и обстоятельства, кто сильнее? М-да…
А в общем, “Паяцы”, которых мы увидим на сцене Дворца культуры моряков 29 апреля, это самое что ни на есть настоящее музыкально-драматическое искусство, классическая опера, которой так не избалован Владивосток. Может быть, оттого так трудно она и шла к своему зрителю…

Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"