Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Мегаполис

«Человек и море”: зачем нужно кино на пароходе?

Третий международный кинотелефестиваль “Человек и море-2001-Эко” был, видимо, последним масштабным кинофорумом, проходившим во Владивостоке на судах ДВМП. И дело даже не в том, что пароходство объявило о своем желании распродать остатки нерентабельного пассажирского флота.
Третий международный кинотелефестиваль “Человек и море-2001-Эко” был, видимо, последним масштабным кинофорумом, проходившим во Владивостоке на судах ДВМП. И дело даже не в том, что пароходство объявило о своем желании распродать остатки нерентабельного пассажирского флота.
А в том, что за четыре года, прошедшие после первого фестиваля в 1997 году, ни чиновники, ни охочая до скандалов дешевая пресса так и не смогли избавиться от оставшихся с советских времен стереотипов, когда каждая поездка за рубеж, в которую они лично не попали, воспринимается не иначе как кулуарный междусобойчик, эдакий круиз для своих. А своих у нас принято бить – чтоб чужие боялись.

Миссия выполнима!

Нас и так уже боятся во всем мире. Каких русских привыкли видеть, допустим, в соседней Корее или Японии? Суровых машиновозов со специфическим лексиконом, беспардонных шопников, нелегальных девчонок-проституток. Редко, очень редко люди с русскими лицами попадают в эти страны с культурной миссией. Наверное, поэтому их все чаще принимают за французов или американцев, что, согласитесь, конечно же лестно, но за державу при этом обидно.
“Важная составная часть телефестиваля “Человек и море” – это миссия доброй воли, с которой фестивальное судно заходит в порты Южной Кореи и Японии, - говорит генеральный директор фестиваля человек-легенда приморского телевидения Валентин Ткачев. – Люди, живущие в разных странах на берегах Японского моря, озабочены его состоянием. И фестиваль - это возможность сближения творческой части общества, работников телевидения в первую очередь, в решении общих для нас всех экологических проблем”.
И это не просто красивые слова. За ними – реальные встречи, живое общение. На прошлом фестивале участники побывали в Ниигате в телекомпании TNN, в Токио посетили NHK. В этом году заинтересованный разговор состоялся в Пусане в крупной частной телекомпании MBS. При поддержке генерального консула России Константина Костюхина была достигнута договоренность о творческом обмене между приморскими и пусанскими телекомпаниями. Примут участие в этом обмене и Российский фонд развития телевидения, генеральный директор которого Раиса Беспечная была членом международного жюри фестиваля, и старейшее отечественное кинообъединение “Союзтелефильм” (его директор Григорий Тараненко тоже входил в состав жюри). Так что фестиваль – это не просто праздник, это еще и работа, которая конечно же меньше бросается в глаза постороннему наблюдателю, но от этого не становится менее значимой.

Выставки и бани

Спросите, например, была ли в пусанской бане программный директор фестиваля Наталья Шахназарова? В то время когда все с удовольствием плюхались в разнообразных бассейнах, Наталья в одной из галерей Пусана проводила выставку владивостокского графика Сергея Патлаха и костореза Вадима Хижняка, на которой всего за четыре часа работы успели побывать десятки корейских ценителей изобразительного искусства, журналисты многочисленных СМИ.
А ездила ли Наталья в Японии на экскурсию в город-мемориал Хиросиму? Опять же нет. В это время на борту “Антонины Неждановой” проходил День Приморья, была развернута выставка товаров наших производителей, и японцы целый день валили толпами на экскурсии. 
Небольшой оргкомитет фестиваля, куда входит и один из опытнейших продюсеров разного рода культурных проектов нашего города Александр Долуда, на своих плечах вынес все трудности, связанные с проведением этого необычного, а потому и многими непонятого круизного фестиваля. Да, в этом году краевая администрация выступила инициатором рейса “Неждановой” с фестивалем на борту в японский порт Хамада, где готовились отмечать 10-летие установления побратимских связей между Приморьем и префектурой Симанэ. Да, международный отдел помогал организовывать культурную программу празднования. Но при этом краевая администрация не выделила ни копейки на проведение фестиваля! Равно как и Морской экологический фонд, который выступил лишь в роли учредителя и организатора.
Да, фонд и его председатель Геннадий Несов помогали искать деньги для этого проекта, и то, что они их все-таки нашли, говорит о том, что есть у нас в крае люди, которые понимают, что Владивосток и Приморье должны ассоциироваться в сознании людей всего мира не только с дурными политиками и темными улицами, но и с масштабными культурными акциями.

С миру по нитке

Итак, из чего же складывался бюджет прошедшего фестиваля? Живых, как сейчас принято говорить, денег было немного – их выделили ТУРНИФ, Восточный порт. Генеральный спонсор - Дальневосточное морское пароходство за девять дней рейса согласилось не брать арендную плату с компании “Бизнесинтурсервис”, официального фрахтователя судна, который, кстати, ни на минуту не забывал о своем коммерческом предназначении и по полной схеме вытягивал деньги с оргкомитета. Морской торговый порт не взял с судна портовые сборы. Компания “Владивосток-авиа” бесплатно привезла из Москвы членов международного жюри, а компания “Примораэронавигация” обеспечила им обратную дорогу в столицу.
Компания “Акос” выделила сотовые телефоны на период самой напряженной подготовки фестиваля. Акционерное общество “Электросвязь Приморья”, генеральный директор которого был участником прошлого фестиваля и реально знает, что это такое и для чего он проводится, оплатило междугородные переговоры. Компания “Экспорт-импорт бэнкорп” спонсировала печать футболок с фестивальной символикой и другой рекламной продукции. А киноконцертный комплекс “Иллюзион” снял целых два сеанса, чтобы достойно провести репетицию и торжественное закрытие фестиваля. Правда, желанных зрителей на закрытии было до обидного мало, и это при том, что оргкомитету не разрешили пригласить многих из тех, кто имел к фестивалю самое непосредственное отношение.

Кино и вранье

Наверное, здесь уместнее всего поговорить о той массовости, за которую так ратуют противники фестивальной богемности и кулуарности. Не дают им покоя фестивали застойных времен, когда на скучнейшие фильмы нас водили классами, пионерскими отрядами и цехами. А председателем жюри обязательно выбирали знатного передовика производства, который мало что понимал в происходящем, но зато за его подписью в газете “Правда” появлялась статья с итогами фестиваля, написанная на самом деле известным кинокритиком. Красивое было, вдохновенное вранье!
В изменившихся условиях трудно себе представить, чтобы какой-то приличный кинотеатр согласился проводить в своих залах фестиваль документального кино с экологической проблематикой, самые замечательные фильмы которого вряд ли могут привлечь такое количество зрителей, какое бывает на американских боевиках и мелодрамах. Изменились кинотеатры, изменился зритель, изменились сами документальные и телевизионные фильмы.
Если даже в благополучной Латвии, откуда приехал молодой и искрометный председатель международного жюри Роландс Тярве, в павильонах бывшей студии документального кино теперь катаются на роликовых коньках за два доллара в час, то что уж говорить о нашем “Дальтелефильме”, тихо ушедшем в историю, да и о столичном “Союзтелефильме”, который снимает сейчас четыре картины в год, хотя раньше их было больше сотни. 
Не вернутся времена государственного финансирования такого мощного инструмента пропаганды, каким была кинодокументалистика. Не удастся даже самым ярким провинциальным режиссерам и операторам объездить со своими работами множество всесоюзных и международных фестивалей, как это было, например, во времена молодости маститого приморского киношника Олега Канищева. “У меня ничего нет в этой жизни, лишь воспоминания”, - признается он теперь. А у молодых и воспоминаний может не остаться, потому как сегодня для любой, даже сугубо творческой поездки нужно искать спонсоров или надеяться на милость руководителей телекомпании.
В этом году среди участников фестиваля действительно оказалось немного создателей фильмов. Хотя, например, у Приморской телерадиокомпании “Владивосток” была реальная возможность отправить в рейс на “Неждановой” своего представителя практически бесплатно, но она почему-то этого не сделала. На спонсорские деньги прилетели через всю страну две замечательные мурманчанки с серьезным экономическим фильмом “Соло на промысле”. Нашел возможность добраться и камчадал Сергей Микаэлов, чей фильм “Авачинская бухта: сценарий выживания” показывает страшную правду об уникальной камчатской бухте. 
Из Комсомольска-на-Амуре приехал молодой журналист Максим Пастухов, который, наверное, лучше, чем кто-либо, прочувствовал всю важность подобных профессиональных встреч: “Каждый день мы занимаемся информационной текучкой, когда, кажется, нет ни сил ни времени остановиться и что-то осмыслить. Но после общения на фестивале я иными глазами взглянул на свою работу и на всю свою жизнь”.

И корабль плывет!

Из тех, кто был в фестивальном круизе, явное недовольство происходящим выразила лишь одна из туристок, хозяйка модной владивостокской парикмахерской. Как ей показалось, в круиз пошло слишком мало артистов: “Я была на “Михаиле Шолохове” во время первого фестиваля, так артистов было намного больше!” Конечно, энергичной даме трудно поверить, что привозить кучу артистов для развлечения скучающей публики – удовольствие дорогое. По ее меркам, 400 долларов за путевку – вполне нормально. Можно и машину привезти, и каждый вечер с интересными людьми пообщаться.
Кстати, в этом году “Бизнесинтурсервис” набрал туристов на фестивальный рейс практически безо всякой рекламы – народ уже знал, куда и зачем он идет. Второй раз пошла в рейс за свои деньги легендарная “радистка Джейн” - ветеран Дальневосточного морского пароходства Евгения Рогозина. В своем более чем почтенном возрасте она с интересом работала в общественном жюри, выступала на вечерах в музыкальном салоне, а итальянский режиссер Томасо Моттола не мог отвести от нее объектива своей камеры – настолько Евгения Михайловна была колоритным персонажем!
Итальянская съемочная группа вообще очень много работала – снимала одновременно и документальный фильм о фестивале, и игровое детективное кино в духе “Десяти негритят”. Даже по возвращении из круиза в те несколько дней, что оставались до отлета в Москву, итальянцы использовали каждую минуту, чтобы запечатлеть Владивосток на пленку: “В Европе мало кто знает о вашем уникальном городе. У вас мало денег, но очень много творческих людей и идей. У нас денег больше, а вот идей явно не хватает!”
Как бы хотелось дожить до тех времен, когда и денег, и идей, и интересных людей у нас будет более чем достаточно. Тогда, наверное, все желающие смогут погрузиться на борт какой-нибудь гигантской “Принцессы” и отправиться по волнам чистого моря на фестиваль радости, добра и счастья!

Автор : Светлана КОСТЕНКО, "Владивосток", Вадим ХИЖНЯК (фото), специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Юбилей побратимства и его примеры в Находке

Экономическая делегация из породненного города Гирина Китайской Народной Республики прибыла в Находку. В ее состав вошли руководители ведущих гиринских предприятий торговли, строительной индустрии, легкой промышленности. Возглавляет делегацию председатель горсовета и торгово-промышленной палаты Гирина Дун Кей. Нужно отметить, что визит представителей китайских деловых кругов проходит в канун 10-летия со дня установления побратимских связей между российским и китайским городами. Договор о породнении Находки и Гирина был подписан в июне 1991 года.

Рыцари огня

30 апреля у представителей одной из самых мужественных профессий праздник - День пожарной охраны. Как вы думаете, какая сегодня служба помощи пользуется среди населения наибольшим доверием: 01, 02, 03?

Бронзовому трубачу уже сорок…

Сорок лет назад, 29 апреля 1961 года, во Владивостоке торжественно открыли памятник героям гражданской войны на Дальнем Востоке. Как отмечала газета “Красное знамя”, день этот выдался теплым и солнечным. Сотни горожан, собравшихся у подножия памятника, наблюдали, как медленно ниспадало огромное белое полотно с центральной фигуры бронзового трубача и двух боковых композиций. Зрелище было грандиозным.

Юбилей побратимства...

Сегодня, 27 апреля, накануне Всемирного дня породненных городов, в музее им. В. Арсеньева будет отмечаться десятилетний юбилей со дня вступления Владивостока в международное сообщество.

Если тебе учитель имя

Торжественная церемония открытия краевого профессионального конкурса “Учитель года” состоялась в Приморском институте переподготовки и повышения квалификации учителей.

Последние номера