Елена Сафонова: Продолжение “Зимней вишни” не люблю

На днях московский антрепризный театр “Успех” отыграл во Владивостоке три спектакля “Опасные связи”. Публика шла на два звездных имени: на любимую “зимнюю вишню” Елену Сафонову и на одного из актеров школы Романа Виктюка – Сергея Виноградова. Последний и поставил спектакль, в котором тема “про это” звучала слишком настойчиво и откровенно. На подобных вещах, наверное, должно стоять предупреждение: “детям до 16” (такие были в зале). Впрочем, Елена Сафонова, с которой мы встретились после спектакля, считает, что их постановку нельзя назвать смелой.

25 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №968 от 25 апр. 2001
На днях московский антрепризный театр “Успех” отыграл во Владивостоке три спектакля “Опасные связи”. Публика шла на два звездных имени: на любимую “зимнюю вишню” Елену Сафонову и на одного из актеров школы Романа Виктюка – Сергея Виноградова. Последний и поставил спектакль, в котором тема “про это” звучала слишком настойчиво и откровенно. На подобных вещах, наверное, должно стоять предупреждение: “детям до 16” (такие были в зале). Впрочем, Елена Сафонова, с которой мы встретились после спектакля, считает, что их постановку нельзя назвать смелой.
- Что вы! У нас в Москве так много смелости на сцене, есть пошлые, откровенно вульгарные спектакли. Я считаю, что “Опасные связи” хороши именно тем, что они не переходят грань грязной пошлятины. Это фарс о человеческих страстях, о пороке.
- Елена Всеволодовна, вы предстали перед зрителями в необычном для себя амплуа законченной стервы. Вы себя как в этой роли чувствовали?
- Очень хорошо, мне так интересно ее играть. Это особое удовольствие. Беспорочных людей вообще не бывает, мы все не ангелы. Достаточно скучно, когда тебе предлагают лирического персонажа, насквозь положительного. Любой актер попытается найти в нем хоть какую-то порочность, чтобы это был живой человек.
- Кстати, тут в Интернете наткнулась на вашу фотографию в полуобнаженном виде…
- А, да, мне рассказывали, но я сама ее не видела.
- То есть она попала туда без вашего ведома?
- Я такими вещами не увлекаюсь. В свое время французский журнал ELLE предложил мне сделать фотографии ню, не порнографические, не бесстыдные, а художественные, в весьма закрытых позах. Я согласилась. Мне было интересно посмотреть со стороны, какая я. Было любопытно, как видят меня другие – фотограф или мой любимый мужчина. Увидела.
- Ну и как, понравилось?
- Во всяком случае, я не разочаровалась.
- Возвращаясь к спектаклю… Согласитесь, антреприза находится на обочине искусства. Для вас участие в “Опасных связях” – это способ держать себя в форме или возможность заработать?
- Конечно, это и способ заработать. Я вообще не понимаю, как может быть иначе. Это моя работа, естественно, я хочу за нее что-то получать. А к антрепризе я отношусь хорошо. Это наше ремесло. Нужно работать здесь так же, как обычно, все должно быть достойно и зрелищно.
Знаете, в Европе нет стационарных театров. Во Франции, например, такой один на всю страну – Комеди Франсез, он существует при поддержке государства. Но содержать такое огромное количество театров, как у нас в стране, невозможно. Так или иначе мы придем к тому, что большинство театров будут антрепризными, им придется себя окупать.
- Елена Всеволодовна, зачастую актеры почему-то недолюбливают роли, сделавшие их знаменитыми. Кажется, что и вы устали от Ольги из “Зимней вишни”…
- Я устала не от роли, тут несколько другое. Первый фильм был действительно очень удачным, я его люблю. Но не нужно было снимать продолжение. Я считаю, что оно получилось намного слабее. Мой персонаж закончился в первом фильме, а дальше были уже другие истории. Я устала от высасывания из пальца одного и того же персонажа. Хотя я люблю эту роль, как люблю все роли, мною сыгранные, даже неудачные.
- У вас есть предложения сниматься в кино?
- Кино сейчас практически не снимают, одни сериалы.
- Такое чувство, что вы их избегаете.
- Опасно, когда зритель видит тебя на протяжении 50 серий. Очень трудно в таких условиях не потерять интерес и уважение к себе. Пока я не вижу ударного, запоминающегося материала, ради которого имело бы смысл появляться на экране каждый вечер перед едой. В конце концов, ну не в “Ментах” же сниматься.…
- А западные режиссеры к вам не потеряли интерес?
- Мне предлагают играть в одном театре во Франции, скоро туда полечу.
- Да, ваши дети по-прежнему живут во Франции?
- Я про личную жизнь не говорю. Зачем?..
- А как же тогда со съемками фильма “Третья страна”? Намекали, что это довольно подробная ваша биография.
- Я вышла из этого проекта, почему – неважно. Не знаю, будет ли он продолжен. Неправда, что это моя биография. Ко мне этот фильм никакого отношения не имеет, за исключением того факта, что героиня была замужем, жила во Франции, вернулась обратно, а ребенок остался жить там. Все остальное фантазия режиссера.
- Хорошо, вернемся к творчеству. Кто из актеров вам как зрителю интересен?
- Хотя этих актеров уже нет в живых, я до сих пор преклоняюсь перед гениальным глубочайшим Олегом Борисовым, Евгением Евстигнеевым. Я обожаю Любшина – это мощнейший актер. Очень люблю Марину Неелову. Если говорить о западных актерах, то я с восхищением отношусь к Мэрил Стрип. Если бы я хоть на минуту могла сыграть так, как она! Это был бы подарок судьбы.
- Кто из режиссеров сыграл в вашей судьбе ключевую роль, если можно так сказать, кто вас сделал?
- Я сама себя сделала. Никто из режиссеров особого места в моей душе не занимает. Ко всем, с кем я работаю, отношусь хорошо. Другое дело, так сложились обстоятельства, что Игорь Масленников с “Зимней вишней” сыграл в моей жизни значительную роль, но это не значит, что он меня сделал. Помог – да, так же, как очень помог мне в карьере Никита Михалков, я ему тоже благодарна. Но свою работу я делала сама.
- То есть вы больше полагаетесь на себя, а не на других или на судьбу?
- Только на себя. Я вообще не очень понимаю, что такое судьба. Я считаю, что от меня в этой жизни зависит гораздо больше.

Автор: Татьяна НАГОРНАЯ, "Владивосток"