Древняя казачья фамилия

В “Энциклопедическом словаре” Федора Павленкова за 1913 год микростатьи “Лена” и “Ленин” находятся в нескольких строчках одна от другой. Что Лена – это река, россияне знали и до 1913 года, а под неологизмом “Ленин” в словаре значился “лидер фракции социал-демократов (большевиков), который написал “Историю капитализма в России”, много газетных и журнальных статей”.

20 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №966 от 20 апр. 2001
В “Энциклопедическом словаре” Федора Павленкова за 1913 год микростатьи “Лена” и “Ленин” находятся в нескольких строчках одна от другой. Что Лена – это река, россияне знали и до 1913 года, а под неологизмом “Ленин” в словаре значился “лидер фракции социал-демократов (большевиков), который написал “Историю капитализма в России”, много газетных и журнальных статей”.

Нас, граждан бывшего СССР, со школьной скамьи учили, что имя великой сибирской реки Лены вождь российского и мирового пролетариата Ульянов выбрал корневым словом сначала для главного псевдонима в своей революционно-публицистической деятельности, а затем и для “основной” фамилии. Так-то оно так, но, как утверждает один из крупнейших историков-ленинистов Михаил Штейн, к Владимиру Ульянову река Лена “прилепилась” с помощью живого посредника.

Сам Владимир Ильич, наверное, так никогда и не узнал, что корень его броской фамилии-псевдонима исходит от ярых социальных врагов-казаков, да к тому же сибирских. Впрочем, большевики не всех казаков считали врагами, оправдывая агрессивные действия их предков во время завоевания огромных северо-восточных территорий будущей России. Так что, например, Михаил Стадухин - одна из ярких казачьих личностей XVII века - в советской истории всегда был, что называется, на слуху. Вместе со Стадухиным ясак для государя московского по рекам Лене и Индигирке собирал и некий казацкий сотник Иван Посник. Его имя сохранили для потомков “Книги ясачного сбора”, различные “отписки” сибирских воевод. В конце своей нелегкой службы Иван Посник получил от царя поместья под Вологдой и Ярославлем и вместо Посника стал именоваться Лениным. Впервые фамилия Ленина, внука Ивана Посника, встречается в архивах конца XVII века.

Один из Лениных в 1696 году участвовал в знаменитом Азовском походе Петра I. Другой – в Отечественной войне 1812 года. Ленины были участниками Крымской войны 1854 года, служили на флотах российских, и один из них должен был идти к Цусиме в 1904 году на корабле 2-й Тихоокеанской эскадры, но за поступок, позорящий честь офицера, был списан на берег. Другой же Ленин, тоже морской офицер, увлекавшийся физикой и сделавший прекрасный перевод иностранного учебника на русский, был поощрен бриллиантовым перстнем самого Николая I.

Так что фамилия Ленин была довольно распространенной в России. Но Владимиру Ульянову оказали необычную помощь как раз потомки легендарного сибирского казака Ивана Посника-Ленина.

Будущему вождю понадобилось срочно покинуть Россию, а с собственными документами у него не заладилось. И тогда Надежда Крупская попросила помочь паспортом свою подругу Ленину. В документе подправили дату рождения, инициалы, и паспорт перешел в руки нового владельца. Именно с этого поддельного документа Ульянов и начал выступать на страницах периодических изданий как Н. Ленин, а позже – В. Ленин.

Настоящие же Ленины со временем стали ощущать удары судьбы. Так, в 1915 году семью действительного статского советника из министерства юстиции

Н. Н. Ленина в Санкт-Петербурге вдруг посетила полиция на предмет выяснения, не здесь ли проживает социал-демократ “Н. Ленин”?.. А брата советника, деревенского помещика, в 1919 году новая власть расстреляла по совершеннейшему пустяку. Позже советская власть, точнее, Ульяновы брали под защиту “настоящих” Лениных, но уже в 30-х годах они ничего не могли сделать против социальной дискриминации своих “крестников”.

Автор: Евгений СУВОРОВ, пос. Терней, специально для "В"