Пришло время генеральной уборки

В интерьере накопившейся за зиму грязи наша уличная торговля кажется и вовсе неказистой. Какие-то ящики, на которых разложен товар, покосившиеся ржавые лотки, ветхие киоски и засилье бэушных контейнеров. А ведь это лицо города, и оно, увы, неумытое.

18 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №964 от 18 апр. 2001
В интерьере накопившейся за зиму грязи наша уличная торговля кажется и вовсе неказистой. Какие-то ящики, на которых разложен товар, покосившиеся ржавые лотки, ветхие киоски и засилье бэушных контейнеров. А ведь это лицо города, и оно, увы, неумытое.

- С наступлением тепла мы провели уже множество рейдов по торговым площадкам, и у нас осталось такое впечатление, что руководители многих из них еще не проснулись от зимней спячки, - рассказывает главный санитарный врач Владивостока Татьяна Вершкова. – А ведь для того, чтобы избавиться от хлама, не требуется денег, надо только по-хозяйски осмотреться кругом.

Санэпиднадзор вынужден был закрывать торговые зоны “Золотого Рога” на Постышева и Тухачевского, несколько павильонов фирмы “Владторгсервис” для того, чтобы они элементарно отмылись от грязи и убрали прилегающие территории. Было принято также постановление о закрытии бойкого пятачка на проспекте 100 лет Владивостоку, 38 той же фирмы “Владторгсервис”, но тут как ни в чем не бывало продолжается купля-продажа. По этой и по некоторым другим торговым площадкам в связи с неисполнением постановлений главного санитарного врача документы пришлось передать в прокуратуру.

С великим трудом идет уборка в районе Спортивной, где торговлю организуют соседи: “Дальсельхозторг” и “Ро и К”. Настырные коммерсанты норовят застолбить места даже в прилегающем к рынку сквере, откуда их приходится постоянно оттеснять.

Большой головной болью санитарных служб всегда была площадь Луговая, но здесь грядет реконструкция транспортной развязки, и проблема должна решиться сама собой – торговля будет прекращена.

Но санитарные органы не просто привередничают – слишком тяжелы последствия нарушений, которые царят в мелкорозничной сети. На взгляд Татьяны Вершковой, бурная торговая стихия прежде всего и дает тот высокий уровень кишечных заболеваний, который отмечается во Владивостоке. Наши показатели выше общероссийских, что не может не беспокоить. Поэтому специалисты городского центра санэпиднадзора вынуждены основные силы бросать на эту сферу, зачастую обделяя своим вниманием пищевую промышленность и другие не менее важные объекты. В среднем в неделю составляется до 100 протоколов за различные санитарные нарушения, 80-90 процентов из которых – по уличной торговле.

Все это при том, что торговые площадки имеют договоры на вывоз мусора (его категорически запрещено сжигать в контейнерах или где-нибудь в дальнем углу рынка), с картонной фабрикой на прием тары, на дератизационные и дезинфекционные мероприятия – без них их просто бы не открыли. Но вопрос в том, насколько добросовестно выполняются прописные санитарные правила. В прошлом году городская администрация приняла постановление о введении по понедельникам единого санитарного дня на рынках. Однако многие игнорируют требование городских властей и в этот день не прибирают, а продолжают зазывать покупателей.

Мы часто думаем: базар есть базар, с кого там что можно спросить? Ничего подобного: каждая торговая площадка имеет администрацию, которая в ответе за все, что происходит на ее территории. Если руководители пришли не для того, чтобы сорвать быстрый сомнительный куш, а намерены работать на перспективу, то они вынуждены основательно заниматься благоустройством и оборудованием торговой площадки.

В свое время много претензий было к муниципальному рынку, расположившемуся на базе бывшего трампарка на Луговой. Теперь ситуация здесь начала меняться. Решены вопросы водоснабжения, канализации, косметических ремонтов, формирования внутри помещения отделов, создаются условия для организации рыбных рядов. Такие показательные примеры есть по городу, но, к сожалению, их немного. Не в плохом состоянии находятся рынки “Автоком”, “Сигма”, “Самоцветы”.

Пора торговых времянок явно прошла. В свое время они сделали свое благое дело, дав работу оставшимся не у дел горожанам, и поэтому приходилось мириться с их убожеством. За несколько лет все успели даже подзабыть истинное предназначение контейнеров – так прижились они в новой для себя роли. Надо сказать, что это только во Владивостоке торговля из контейнеров получила такой размах, добавив в его колорит специфическую черту. Тем не менее коммерсантам трудно смириться с тем, что это уже даже не вчерашний, а позавчерашний день. Свежий пример – в районе Луговой (ЧП Пустовалова) буквально в последние дни усиленно форсируется установка все таких же ржавых, перекошенных контейнеров.

Работникам торговли лучше всех известен смысл понятия “сорт”. И они не могут не признать, что допотопная уличная торговля привносит в облик нашего города явные признаки низкосортности.

Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"