Долги по сниженным ценам

Постановление правительства № 1020 от 29 декабря 2000 года для многих россиян прошло, можно сказать, незамеченным. Однако кое-кого оно изрядно воодушевило. С одной стороны, работники оборонных предприятий обрели надежду получить долгожданную зарплату, с другой – оживились идейные наследники великого комбинатора, ибо… ибо…

17 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №963 от 17 апр. 2001
Постановление правительства № 1020 от 29 декабря 2000 года для многих россиян прошло, можно сказать, незамеченным. Однако кое-кого оно изрядно воодушевило. С одной стороны, работники оборонных предприятий обрели надежду получить долгожданную зарплату, с другой – оживились идейные наследники великого комбинатора, ибо… ибо…

Государство практически своими руками создало очередной способ относительно честного отъема денег. В данном случае у себя самого. Ушлые господа быстро сориентировались, как можно использовать благое начинание правительства в целях личного обогащения.

Справка “В”

В соответствии с федеральным законом “О федеральном бюджете на 2000 год” федеральным органам исполнительной власти, являющимся государственными заказчиками, необходимо погасить задолженность по оплате обязательств, которые возникли в связи с исполнением государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу по состоянию на 1 января 2000 года с учетом ее частичного погашения на 1 ноября 2000 года на общую сумму до 32,5 млрд. рублей. Минфину России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти поручено обеспечить завершение выверки задолженности до 1 марта 2001 года и до 20 января 2001 года представить в правительство РФ предложения о порядке оформления и заключения договоров об урегулировании задолженности. Минфину России и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти по результатам выверки дано поручение заключить с головными исполнителями оборонного заказа договоры об урегулировании задолженности. В соответствии с постановлением погашение выверенной задолженности производится в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2000 год, исходя из следующего: по суммам совокупной задолженности, не превышающим 100 тыс. рублей, погашение производится в полном объеме денежными средствами в установленном порядке; по суммам совокупной задолженности, превышающим 100 тыс. рублей, 50 процентов задолженности погашается в установленном порядке денежными средствами и 50 процентов задолженности оформляется в государственный внутренний долг РФ путем выпуска глобального сертификата облигаций государственных нерыночных займов в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга РФ, установленного федеральным законом “О федеральном бюджете на 2000 год”. Погашение оформленной в государственный внутренний долг РФ задолженности осуществляется в установленном порядке до 1 января 2003 года.

Говоря простым языком, в воздухе запахло живыми деньгами. А направить их в нужный карман – дело техники. Схема появилась незамедлительно. В качестве инструмента отъема денег выступает само государство в лице института судебных приставов-исполнителей. Приведем конкретный пример.

В конце декабря, еще до выхода в свет постановления, служба судебных приставов-исполнителей начала объединенное производство по двум делам: решению Арбитражного суда в пользу Приморского пенсионного фонда и постановлению Фонда обязательного медицинского страхования о взыскании задолженности путем обращения взыскания на имущество должника.

Должник – 13-е государственное предприятие электрических сетей ВМФ, которое уже долгое время не производило положенных отчислений в указанные фонды по причине того, что само не получало платы за оказанные услуги по электроснабжению частей Тихоокеанского флота. Правда, бухгалтерия утверждает, что основная сумма долга накопилась в середине 90-х годов и сейчас постепенно погашается.

Почему части Тихоокеанского флота не платили за электричество, объяснять, наверное, не надо. Но отсутствие финансирования со стороны государства в нашем государстве еще не повод для того, чтобы государство не требовало с государственных предприятий выплат в социальные фонды, опять же государственные.

Короче, законные требования фондов надо удовлетворять. Поскольку казенное имущество описано за долги быть не может, то судебный пристав-исполнитель Андрианов описывает дебиторскую задолженность, принадлежащую 13-м сетям по неисполненным денежным обязательствам 178-го судоремонтного завода министерства обороны. Сумма ее вместе с пеней составляет примерно 1 миллион 250 тысяч рублей.

- Постановлением правительства РФ от 27 мая 1998 года дебиторская задолженность включена в перечень имущества, подлежащего описи и аресту в первую очередь, наряду с акциями, транспортом, офисной техникой и мебелью, - пояснил Игорь Андрианов. – Дело это совершенно обычное, подобных производств через наше ведомство проходит много. Описывали и куда более крупные долги. Но ни оценкой, ни реализацией их мы не занимаемся, действуем в соответствии с законом и должностными инструкциями.

Затем в администрацию военно-сетевого предприятия пришло письмо от некоего ООО с многообещающим названием “Востокпулбизнес”. Судя по названию и замашкам, это явные “рога и копыта”, поскольку по указанному адресу контора “не проживает”. В письме сообщалось, что фирма будет производить реализацию имущества (то есть дебиторской задолженности, которую в данном случае можно грубо сравнить с векселем) на торгах в форме открытого аукциона. Рыночная стоимость более чем миллионной задолженности определена в сумме 89 тыс. 184 рубля 82 копейки. Столь скрупулезные подсчеты произведены лично генеральным директором ООО “Краевой центр оценки земельных ресурсов” Еленой Оленниковой.

Оценщик, как оказалось, отнюдь не заинтересован в занижении суммы задолженности. Как пояснили в центре оценки земельных ресурсов, сумма 89 тысяч рублей не взята с потолка. Существуют определенные, установленные Федеральным долговым центром методики, по которым и производится оценка, при этом нужно анализировать финансовое состояние дебиторов. Когда она производилась, постановление 1020 о погашении государством своих долговых обязательств еще принято не было, а значит, и перспективы “обналичить” вексель были никакими.

Вот так и получилось, что долг будет продаваться за сумму, составляющую менее семи процентов от номинала. Логично предположить, что в результате аукционных торгов она может и вырасти, но для этого нужен еще хотя бы один покупатель. А его скорее всего не будет.

То, что “Востокпулбизнес” сам же и купит долг, контора не скрывает. Как-то во время “переговоров” у военных раздался странный телефонный звонок: голос на другом конце был ласков и многообещающ - 13-м электросетям ВМФ было предложено 200 тысяч рублей, если администрация не будет поднимать шум.

Потери и приобретения такого “выбивания долгов” подсчитать просто. Задолженность в размере миллион 200 тысяч рублей продается, ну, скажем, за 90 тысяч. 70 тысяч – исполнительский сбор, который пойдет судебному приставу. Остальные деньги, целых 20 тысяч рублей, пойдут истцам – ФОМСу и Пенсионному фонду и, несомненно, сыграют решительную роль в деле социальной защиты населения края. Все остальное достается “Востокпулбизнесу”. Комбинация почти гениальная, особенно в свете правительственного постановления № 1020. Излишне говорить, что в случае реализации этой схемы казенные деньги до судоремонтного завода не дойдут. А 13-е электросети ВМФ запишут разницу между реальным долгом и тем, что получат от “Востокпулбизнеса”, себе в убыток, что приведет к банкротству предприятия.

На самом деле эта схема не новая. Через подобную уже прошли предприятия энергетической и угледобывающей отраслей. В службе приставов-исполнителей даже удивились нашей заинтересованности именно этим делом:

- У нас были случаи, когда описанные задолженности на 40 миллионов продавались за два, - сказал один из приставов. Кстати, сотрудники этого ведомства предполагают, что скупкой долгов занимаются “рога и копыта”, и даже признают, что это… несколько противоречит здравому смыслу, однако действуют в соответствии с буквой закона, как и положено государственным служащим.

Складывается впечатление, что государство сознательно, не имея возможности возвращать свои долги, позволяет выкупать их за бесценок третьим лицам. К слову, им тоже не всегда удается полностью обналичить выкупленные “векселя”, хотя без “навара” частники не остаются, иначе какой смысл им проворачивать подобные сделки?

Что же касается “пострадавших” – кредиторов (хотя при нашей системе неплатежей они являются одновременно и должниками), то они банкротятся, после чего чаще всего акционируются и фактически переходят в частные руки. Но в случае с 13-ми электросетями это невозможно – военное предприятие не подлежит акционированию.

Вспоминается ситуация, которая сложилась во Владивостоке несколько лет назад, еще при Черепкове. Тогда котельная торгового порта, обслуживавшая жилые дома на Эгершельде, стала самостоятельным АО и отказалась отапливать муниципальные объекты, поскольку город попросту не платил за оказанные услуги. Ни акции протеста жителей, ни вереница судебных разбирательств не могли привести стороны к компромиссу, и от замерзания в ту зиму людей спасло лишь волевое решение властей, по сути обязавших порт бесплатно отапливать дома.

13-е ГПЭС ВМФ тоже завязано на некоторых муниципальных объектах. Оно снабжает электроэнергией несколько школ и детских садов Владивостока, некоторые из них расположены на острове Русском. И если предприятие потеряет ту непрочную и очень относительную финансовую стабильность, которой удалось добиться за последнее время, то главными пострадавшими станут дети.

Допустим ли подобный маразм в военном ведомстве – покажет время. Долги 13-х электросетей уже описаны, и скоро состоится “открытый аукцион” по их реализации.

Автор: Валя КОТИК, "Владивосток"