Горький вкус изюма

Изюминка Владивостока и всего Приморского края, уникальнейшее явление, гордость города... О чем это? Речь идет о Приморской государственной картинной галерее – единственном музее изобразительного искусства на территории Приморья. Уникальные произведения русской живописи, равных которым нет в Москве и Санкт-Петербурге, – работы Шагала, Борисова-Мусатова, Тропинина находятся здесь. Коллекция галереи насчитывает свыше 5 тысяч экземпляров подлинников кисти русских и зарубежных художников ХVIII-ХХ веков. К своему юбилею – 35-летию, которое будет отмечаться в июне, наша изюминка того и гляди исчезнет: уж слишком угрожающе ведет себя потолок в залах второго этажа. Первый же хороший весенний ливень – и не о чем будет заботиться, смоет всю нашу гордость.

13 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №962 от 13 апр. 2001
Изюминка Владивостока и всего Приморского края, уникальнейшее явление, гордость города... О чем это? Речь идет о Приморской государственной картинной галерее – единственном музее изобразительного искусства на территории Приморья. Уникальные произведения русской живописи, равных которым нет в Москве и Санкт-Петербурге, – работы Шагала, Борисова-Мусатова, Тропинина находятся здесь. Коллекция галереи насчитывает свыше 5 тысяч экземпляров подлинников кисти русских и зарубежных художников ХVIII-ХХ веков. К своему юбилею – 35-летию, которое будет отмечаться в июне, наша изюминка того и гляди исчезнет: уж слишком угрожающе ведет себя потолок в залах второго этажа. Первый же хороший весенний ливень – и не о чем будет заботиться, смоет всю нашу гордость.

Надо сказать, что значение музея изобразительных искусств для края, области, мегаполиса отлично понимала советская власть. Повинная в распродаже произведений русского искусства за рубеж, она в то же время осознавала, что одни шариковы вряд ли способны выстроить светлое будущее. Прекрасному все же надо учиться. В 30-е годы Государственный музейный фонд (г. Москва) выделил из фондовых коллекций санкт-петербургской Академии художеств, Третьяковской галереи, Музея изящных искусств и других крупных музейных центров работы для краеведческого музея им. Арсеньева (не удивляйтесь, собственно картинная галерея открылась лишь в 1966 году в здании на Партизанском проспекте).

Главная коллекция – сердце картинной галереи – включает произведения русской живописи и графики ХVIII-ХХ веков и западноевропейского искусства ХVII-ХIХ веков. Естественно, для столь масштабного собрания требовалось место. И в 1983 году отпочковавшаяся от музея им. Арсеньева галерея переехала на Алеутскую. Казалось бы, логично завершился культурно-архитектурный ансамбль: в одной исторической части города практически рядом расположены краеведческий музей, Дом художников, картинная галерея. Но сегодня по глазам бьет контраст – отреставрированные свежевыкрашенные розовым стены музея им. Арсеньева – постарались к 140-летию – и откровенно убогий внешний вид картинной галереи.

Трудно здесь пережили зиму – табличка на дверях уведомляла посетителей, что рабочий день укорочен: температура в залах не поднималась выше 5 градусов. Получить эстетическое удовольствие в таких условиях проблематично. Не говоря уж о том, что окоченевшие дежурные должны находиться в зале непрерывно. И для картин такая температура – тоже не здорово. После окончания сезона кое-что приходится реставрировать. Пресловутая крыша, которую периодически латают, продолжает течь. Отчаянная капель возвещает не только весну, но и начало дождя в хранилище, что под самой крышей, в зале второго этажа. Но это проблемы сезонные. Крышу перекроют – на это дело бюджет края выделил аж 50 тысяч рублей, следующей зимой, глядишь, с отоплением будет веселее.

Но дело в принципе. На допотопном деревянном стеллажике можно найти альбом… Саратовского музея изобразительных искусств, но не нашей галереи. Полного каталога также нет, как и открыток с репродукциями работ известных художников, которые могли бы стать отличным сувениром после посещения выставочных залов. Но это, видимо, не предмет для огорчений нашей власти. Евгений Наздратенко в бытность свою губернатором дарил на память гостям города роскошный альбом “Третьяковская галерея”. Жаль, не Приморская…

Идем дальше – в залах нет специального освещения, неоновые лампы искажают цветовосприятие. Нет кондиционера. Можно, конечно, открыть окно, но живой воздух вреден для произведений искусства. Тесно в хранилище… Вообще здание 1901 года постройки капитально не ремонтировалось с 1984 года.

Возникает закономерный вопрос: от кого или от чего зависит положение нашей “изюминки”? Приморская краевая картинная галерея – краевого же подчинения. И этой публикацией мы не призываем срочно найти конкретную бюджетную строку, согласно которой выделялись бы деньги на нужды картинной галереи. Поверьте, это не астрономические суммы. Но они нужны как воздух. Не только на ремонт.

К примеру, методическим центром для областных и краевых музеев изобразительных искусств является Русский музей в Санкт-Петербурге. Но поездка туда – непозволительная роскошь для научного работника нашей галереи. Или закупка произведений современного искусства приморских художников. Угадайте, что приобрели в прошлом году? Фарфоровое панно (произведение декоративно-прикладного творчества) за 3,5 тысячи да портрет некоего ветерана.

О современном искусстве – разговор особый. В последние годы коллекция пополняется лишь за счет подарков самих же художников, таких же неимущих, как и галерея. То есть через 30, к примеру, лет невозможно будет исследовать художественный процесс в Приморье конца тысячелетия… по причине его отсутствия. То есть не в буквальном смысле – работы наших художников находятся в престижнейших частных и государственных коллекциях стран АТР, США, Австралии и т.д. – а в смысле того, как они представлены в Приморском музее. Если и есть, то не самые лучшие. Между тем в прошлом году выставка четырех наших художников в петербургской галерее современного искусства “Борей” имела большой успех. Недавняя экспозиция четырех приморских художниц в мельбурнской галерее “Баларат” произвела фурор. Растаскивается по частицам современное искусство, которому место в том же музее. В богемных кулуарах о некоторых художниках, по мастерским которых в начале 90-х прокатилась зарубежная искусствоведческая волна, говорят: молодцы, лучшее продавать не стали. Ну прямо Филоновы! Но какая-то горькая это гордость. Не должно быть бессмысленного стоицизма. Тот же Филонов верил, что деспотия не вечна, а художник творит не для тирана – для народа.

Здесь же ситуация другая. Тиранов вроде нет. Есть равнодушие, в котором, как в вате, задыхаются благие намерения.

До сих пор не решен вопрос с передачей части здания по Алеутской, занятой Сбербанком. История тянется с 1973 года. Вторым марта датировано решение исполкома о переводе сберкассы в другое здание. Прошло чуть менее 20 лет, и директор картинной галереи Наталья Щуцкая 27 апреля 1999 года получила ответ на очередную просьбу в комитет по управлению имуществом края решить вопрос о переводе сберкассы – “вопрос в настоящее время решен быть не может”.

Так же как не может быть возведена пристройка к зданию, проект и технические условия которой давно уже готовы. Впрочем, как невозможно найти здание для музея современного искусства, который мог бы стать не только гордостью города, но и неким источником доходов. Иностранные туристы неизменно посещают коммерческие галереи и покупают произведения искусства. В свое время музей современного искусства задумывался во Владивостоке при поддержке известных русских арт-менеджеров Александра Глезера и Юрия Волкогонова. Они собирались передать во Владивосток художественные коллекции. Но руководству края и города музей оказался не нужен. Сейчас крупный центр российского искусства создается в Москве.

На недавнем открытии очередной выставки в галерее современного искусства “Арка” одна владивостокская художница, волнуясь, произнесла, что очень горда выставиться в самом престижном зале города. Грустно, очень грустно. Нет, конечно, очень хорошо, что есть “Арка”, “Артэтаж”. Но как же наша милая изюминка?

Валентин Серов, “Борзые” (графика). Николай Рерих, “Дорожка в парке” (живопись). Мартирос Сарьян, “Турчанка” (живопись)… Все это в фондах. Самые ценные экземпляры коллекции фотографируют, делают слайды.

- Дорого безумно, - говорит Наталья Щуцкая, вынимая очередной квадратик пленки с цветным изображением из конвертика. – 100 долларов – одна такая штучка. Жаль, что такую красоту никто не видит.

Ничего. Скоро Наталья Ивановна полетит в Нью-Йорк на очередную выставку русского искусства, повезет нашего Шагала. Хоть кому-то показать…

Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"