Русский транзит

Владивосток становится плацдармом для нелегальной переправки иностранцев в Японию... В прошлый вторник, 6 марта, сотрудниками правоохранительных органов во Владивостоке на частной квартире были задержаны гражданин Ирана и житель приморской столицы, азербайджанец по национальности. Задержаны они были неспроста – у правоохранительных органов есть все основания полагать, что эта парочка имеет отношение к незаконной переправке граждан Ирана через Владивосток в Японию.

14 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №944 от 14 март 2001

Владивосток становится плацдармом для нелегальной переправки иностранцев в Японию... В прошлый вторник, 6 марта, сотрудниками правоохранительных органов во Владивостоке на частной квартире были задержаны гражданин Ирана и житель приморской столицы, азербайджанец по национальности. Задержаны они были неспроста – у правоохранительных органов есть все основания полагать, что эта парочка имеет отношение к незаконной переправке граждан Ирана через Владивосток в Японию.

История начала раскручиваться еще 2 марта. Тогда сотрудники управления ФСБ по Приморскому краю совместно с пограничниками в ходе специальной операции обнаружили в тайнике на теплоходе "Брест", отправляющемся в Японию, четырех граждан Исламской Республики Иран.

Об этой операции в общих чертах "В" уже сообщал. В носовой части судна был оборудован специальный тайник, где и прятались незаконные мигранты. Кроме иранцев был задержан и один из членов экипажа "Бреста" - боцман Серафим Васильев. В его каюте в рундуке во время досмотра было обнаружено более 8 килограммов высококачественного опия-сырца. У работников правоохранительных органов есть все основания предполагать, что оборудовал тайник для незаконных транзитчиков и провел их на судно также Васильев. Сейчас об этой истории пришло время рассказать все в подробностях.

Когда готовился этот материал, корреспонденту "В" довелось общаться со специалистами разных ведомств – пограничниками, чекистами, таможенниками. Вот что удалось выяснить.

Профессиональные любители России

Один из задержанных, как оказалось, гражданин Ирана Гударзи Мохсен Али Крам прибыл в Россию еще 8 августа 2000 года через КПП "Шереметьево". Из Москвы его путь лежал на восток. Побывав в Хабаровском крае и в Приморье, он, судя по всему, занимался поиском каналов незаконной миграции. Срок действия его визы закончился еще 1 сентября прошлого года.

Тайный канал, судя по всему, был найден, и 6 февраля в Москву тем же путем, что и Гударзи Мохсен Али Крам, прибыли еще трое иранцев. Следует отметить, что в их визах посещение Приморья предусмотрено не было – в поддельных приглашениях был допечатан еще один пункт посещения - Владивосток.

Любопытно, что один из задержанных - Мандани Али Акбар уже известен правоохранительным органам Приморья. Только в 1996 году он дважды задерживался со своим приятелем Ахмади во Владивостоке за незаконное пребывание на территории края. Что касается его приятеля, то он был задержан властями 5 июля прошлого года в аэропорту Владивостока. У него был обнаружен кодеин – наркотическое вещество, применяемое в медицине. Кодеин входит в список медикаментов и наркотических средств, запрещенных к употреблению или находящихся под особым контролем. Неутомимого Мандани неоднократно выдворяли из России. Но он с упорством, достойным лучшего применения, возвращался обратно. В 1999 году, к примеру, он получал приглашение на посещение России от московской компании ООО "Сепанта". Впоследствии эта фирма в числе 13 других, имевших отношение к незаконной миграции граждан Ирана, по инициативе ФСБ была лишена разрешения на выдачу подобных приглашений.

Русский друг иранцев

Так получилось, что практически все фигуранты этой истории уже неоднократно попадали в поле зрения правоохранительных органов. Боцман "Бреста" Серафим Васильев, к примеру, известен специалистам Федеральной службы безопасности еще с сентября 1999 года. Тогда во Владивостоке с теплохода "Кичига", также готовившегося к отправке в Японию, были сняты шесть граждан Ирана, пытавшихся зайцами в тайнике перебраться в Страну восходящего солнца. После этого факта Васильев был уволен, но через некоторое время вновь оказался в числе тружеников моря, устроился на теплоход"Брест". В ходе наблюдения за ним оперативникам стало ясно, что Васильеву прежний урок не пошел на пользу, и он готовит очередную попытку переправки граждан Ирана в Японию.

Сейчас в отношении Васильева возбуждено уголовное дело. Скорее всего и в отношении всех четверых граждан Ирана также будут возбуждены уголовные дела. Спецслужбы надеются, что к ответственности будут привлечены не только непосредственные исполнители, но и посредники и организаторы этого незаконного транзитного канала.

Плацдарм

 Первые попытки транзита через порты Приморья в Японию граждан Ирана были зарегистрированы в 1992-93 годах. Именно тогда правительством Страны восходящего солнца был ограничен въезд иранцев. И как раз в то время в Россию стало попасть гораздо проще, что и повлекло образование своеобразного плацдарма.

Как говорят в управлении ФСБ по Приморскому краю, проблема незаконной миграции граждан Ирана и Пакистана через порты Приморья остро встала примерно четыре года назад. К этому времени как на территории Ирана, так и в России, в частности в Приморье, образовались преступные сообщества, специализирующиеся на организации переправки иранцев в Японию. В нашем крае основными участниками этих групп являются жители Приморья, в основном азербайджанского и таджикского происхождения. Хотя зачастую исполнителями этих незаконных перебросок являются и русские. В управлении ФСБ заявляют, что в нашем крае все эти группы находятся под контролем.

В основном в Японию, где достаточно сильны пакистанская и иранская диаспоры, пытаются незаконно перебраться граждане этих стран, имеющие за собой достаточно большой "криминальный хвост". Для российской стороны, хотя наша страна и является лишь транзитной, эти перебежчики опасны тем, что за время ожидания рейса они могут сбыть часть тех наркотиков, которые они зачастую везут с собой. Также не исключена возможность использования таких каналов спецслужбами для транзитного перемещения своих агентов.

Всего в период с 1997 по 2000 год в Приморье было задержано 146 граждан Ирана, имевших намерение незаконно выехать в Японию. За это же время при попытке провоза в эту страну на российской границе было изъято около 40 килограммов сильнодействующих наркотиков, в основном опия-сырца, гашиша и героина. Российские силовые структуры предполагают, что это только часть контрабандного дурмана. Не исключено, что Японии достиг не один десяток килограммов наркотиков. С каждым годом поток желающих проникнуть в Страну восходящего солнца значительно увеличивается. С начала текущего года в нашем крае уже задержаны две группы по четыре иранца, которые намеревались переправиться в соседнюю страну. Первые четверо были обнаружены 16 февраля в поселке Пластун.

Однако наибольшую опасность эти транзитные пассажиры представляют для властей и жителей конечного пункта своего следования – Японии. Туда едут профессиональные торговцы наркотиками и оружием, а возможно, и террористы, которые оседают в этом государстве и налаживают там преступные сети. Многие из них уже неоднократно задерживались властями и выдворялись из Страны восходящего солнца. Проезжая Россию, иранцы по пути следования готовят канал для будущей переправки наркотиков. В частности, не исключено, что в последнем случае вывели на Серафима Васильева граждан Ирана и вручили ему крупную партию опиума для перевозки в Японию члены одной и той же преступной группы.

Сотрудникам российских служб не всегда удается пресечь выезд иранцев. Бывали случаи, когда в портах Приморья гражданам Ирана удавалось незамеченными попасть на суда и переправиться в Японию. Только после досконального анализа оперативникам удается отследить всю цепочку, по которой транзитчик попадал на судно, а соответственно и установить порт прибытия.

Из России по всему свету

Кроме иранцев Россию и, в частности, Приморье для незаконной миграции используют граждане еще двух стран. В первую очередь это китайцы. Как говорят в Тихоокеанском региональном управлении ФПС РФ, “китайское вторжение” в нашу страну началось в начале 90-х годов, когда была открыта граница. Тысячи туристов из Поднебесной по безвизовому обмену хлынули на Дальний Восток России, и множество из них попыталось осесть в нашей стране. Причиной такого вторжения являются несколько факторов. Один из наиболее важных - это достаточно большое количество безработных в Китае. Граждане этой страны пытались найти у нас различную работу. Наверное, многие помнят китайских строителей, которые за минимальную плату делали ремонт в квартирах и строили дачи. Правда, этот “китайский ремонт” оставлял желать лучшего. За это время было заключено множество фиктивных браков. Именно из-за возможности трудоустройства и освоения “новых территорий” своими гражданами китайские власти сквозь пальцы смотрят на подобные факты.

К середине 90-х правительством нашей страны была выработана конкретная позиция по отношению к нелегалам, и везде началась операция “Иностранец”. По всей стране сотрудники милиции совместно с пограничниками вели поголовную проверку иностранцев. В Приморье эта операция показала себя на китайском направлении. Благодаря взаимодействию с УВД и ФСБ при ежегодно увеличивающемся пропуске китайских туристов количество пропущенных и незаконно оставшихся в нашей стране граждан КНР, проследовавших через пункты пропуска ТОРУ, удалось уменьшить с 47% в 1996 году до 1,8% в 2000-м. И именно благодаря такой активности властей и силовых структур на данный момент проблемы глобального оседания китайцев в нашей стране уже нет.

Так же, как и иранцами, гражданами Поднебесной предпринимаются попытки незаконной миграции через Россию в третьи страны. Особый интерес они проявляют к США и Канаде. Для переправки они пытаются добраться до тех городов, из которых имеются прямые авиарейсы в эти страны. Чаще всего китайцы задерживаются во время прохождения паспортного контроля в аэропортах.

Из Кореи в Корею

Правда, и сам Китай, как и Россия, в последнее время стал своеобразным плацдармом. “В” сообщал о недавнем задержании шестерых граждан КНР корейского происхождения при попытке незаконной переправки в Республику Корея. На сегодня сотрудниками УФСБ РФ по ПК установлена личность конкретного гражданина Республики Корея - Ли Сун Суба, участвовавшего в подготовке этого транзита этнических корейцев. Сейчас в представительство МИД России во Владивостоке направлено соответствующее письмо по этому поводу. Также установлена причастность граждан Южной Кореи и ко многим другим транзитным переброскам через Китай граждан КНДР. В частности, в конце 1999 года на территории Камень-Рыболовского погранотряда ТОРУ при попытке незаконного проникновения из Китая на территорию России пограничниками была задержана группа из семи северных корейцев. Уже на предварительных допросах задержанные показали, что конечной точкой их следования была Республика Корея. Также они заявили, что их транзит через КНР был организован работниками южнокорейских компаний и представительств. В 1999-2000 годах около 50 раз с территории Китая к нам в страну пытались проникнуть граждане КНДР. На сегодняшний день достоверно известно, что во многих из этих случаев к организации перебросок причастны представители южнокорейских фирм, компаний и религиозных миссий.

Кому это больше нужно?

Достаточно интересными вырисовываются отношения спецслужб этих стран к незаконной миграции. С Китаем все довольно ясно – там безработица и больше миллиарда “ртов”, которые как и где угодно надо накормить. Потому и смотрят пограничники и полиция на рвущихся в Россию нелегалов через свою призму. Не вернулась сотня-другая, ну и ладно – глядишь, где подработают, накормятся. Больше того, в последнее время китайская незаконная миграция перешла на качественно новый уровень. По мнению некоторых сотрудников ФСБ, если раньше переброской нелегалов в основном занимались китайские туристические фирмы при пособничестве некоторых своих российских коллег, то на сегодняшний день есть все основания полагать, что к незаконной миграции подключились китайская погранохрана и некоторые другие органы власти. Кроме того, в последнее время неоднократно регистрируются попытки подкупа китайцами наших пограничников – граждане Поднебесной, перебравшись к нам в страну, в первую очередь пытаются выкупить списки туристов для того, чтобы проще было затеряться на просторах России. Ведь, как говорится, нет бумажки – нет человека. Однако и эти попытки пресекаются нашими службами.

Самой неясной остается позиция Японии, куда постоянно и упорно рвутся далеко не с простым желанием поесть и подзаработать граждане Исламской Республики Иран. Как говорит один из сотрудников УФСБ по Приморью, представители японских правоохранительных органов, получая от наших служб информацию о возможных попытках переброски, задерживают лишь конкретных курьеров, а не идут на отслеживание и ликвидацию всей преступной цепочки. В результате основные поставщики и получатели контрабандного груза наркотиков остаются на свободе и продолжают налаживать новые каналы. На обмене подобной информацией и заканчивается взаимодействие между правоохранительными органами наших стран. В частности, буквально на днях в Японии закончился судебный процесс, и российский матрос Регин Ибрагимов получил 8,5 года лишения свободы. В июне прошлого года он был задержан в одном из портов Страны восходящего солнца при попытке ввоза 5 килограммов марихуаны и около 14 килограммов гашиша. В ходе следствия было установлено, что весь этот контрабандный груз предназначался членам иранской диаспоры. И все они остались на свободе.

Вместе с тем ведь именно иранская и пакистанская диаспоры держат в Японии львиную долю рынка подержанного автотранспорта. И наверняка именно те иранцы и пакистанцы, что нелегально прибыли и осели в Японии, занимаются сбытом тех самых ворованных джипов, о которых в последнее время так много говорят представители Страны восходящего солнца.

Но вот если и наши службы будут смотреть на эту проблему сквозь пальцы и просто задерживать лишь отдельных незаконных мигрантов? Не станет ли через несколько лет вся Япония одним большим рынком оружия, наркотиков и ворованных автомобилей?

Автор: Федор ГУРКО, Василий Федорченко, Вячеслав Воякин, (фото), "Владивосток"