Смена отряда в Чечне – испытание нервов

Оговорюсь сразу. Автор этих строк впервые оказался на территории Чеченской республики во время недавней пересменки на блокпосту бойцов приморского ОМОНа. До этого все события, происходящие в этой мятежной республике, воспринимались только через призму телевизионного экрана да со слов коллег, бывавших в Чечне раньше. За небольшой промежуток времени, проведенный в республике, безусловно, нельзя сделать далеко идущих выводов. Однако некоторые наблюдения никак не связанного со службой человека, надеюсь, будут небезынтересны.

13 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №943 от 13 март 2001

Оговорюсь сразу. Автор этих строк впервые оказался на территории Чеченской республики во время недавней пересменки на блокпосту бойцов приморского ОМОНа. До этого все события, происходящие в этой мятежной республике, воспринимались только через призму телевизионного экрана да со слов коллег, бывавших в Чечне раньше. За небольшой промежуток времени, проведенный в республике, безусловно, нельзя сделать далеко идущих выводов. Однако некоторые наблюдения никак не связанного со службой человека, надеюсь, будут небезынтересны.

К себе в Мескер-Юрт

На блокпосту в чеченском селении Мескер-Юрт, через которое проходят четыре стратегические направления, приморский ОМОН стоит уже второй год. И сам блокпост, и пункт временной дислокации уже достаточно хорошо оборудованы нашими ребятами с бытовой точки зрения за предыдущие командировки. Весь руководящий состав отрядов – прибывающего и уезжающего – да и сами бойцы, как правило, уже бывали здесь. Может быть, поэтому вся пересменка и занимает немного времени. Принять имущество, осмотреть позиции - и домой. Однако прежде надо добраться до этого самого Мескер-Юрта. И это, пожалуй, самое сложное из всех мероприятий, связанных с заменой одного отряда на другой...…

Теснота в грузовом «Иле»

Путь в Чечню начинается на владивостокском ж/д вокзале. Дальше – курс в горячую точку по воздуху военным бортом. Когда корреспондент “В” впервые сел в грузовой самолет «Ил-76-МД», ощутил некий дискомфорт. Представьте себе, в отсеке - метров 60 в длину и 15-20 в ширину - два яруса.

Сначала на борт с машин переносят груз. Несколько тонн в ящиках и коробках. Например, только ОМОН в эту поездку взял с собой три тонны груза. Люди здесь опытные, не впервой в горячую точку лететь, уже знают, что им нужно, а что нет. А ведь было еще 9 тонн пожитков сводного отряда приморской милиции, встававшего на новое место в Дагестане, был еще и груз СОБРа, хабаровских милиционеров. После этой погрузки внутрь запускают людей. Кто куда сможет поместиться. Приходится либо сидеть или лежать на каких-то ящиках и матрацах, либо на деревянных лавках, прижавшись друг к другу плечом. Любая попытка поменять позу или тем более место стоит немалых трудностей.

Не надо особо объяснять, что означает для человека, до этого летавшего только в благоустроенных салонах, оказаться в “брюхе” такого лайнера. Если к этому добавить, что перелет до Махачкалы займет от 12 до 15 часов с двумя посадками (у нас были Новосибирск и Екатеринбург), покурить или сходить в туалет в воздухе не представляется возможным, ощущение будет полным.

В конце концов грузимся. Через несколько минут выгружаемся. “Ил” отказывается взлететь из-за поломки, и по взлетной полосе Хабаровска под пронизывающим ветром приходится самим добираться до теплого здания аэропорта – автобусов на всех не хватило. При этом график вылетов необъяснимым образом ломается с самого начала. По приказу должны были вылететь с 8 утра, на месте назвали новое время – 13 часов. Улетели в итоге около 16.

Ждешь погоды в Махачкале

Впрочем, трудности перелета – дело преодолимое. В конце концов люди летят не куда-нибудь, а на войну. Настоящее ощущение твоей полной ненужности возникает в Махачкале.

Наш борт приземлился в аэропорту Дагестана в полночь по тамошнему времени (оно аналогично московскому). Сразу понимаем: когда отправимся дальше – вопрос. Ночью на “вертушках” смену на блокпост никто не отправит. Тем более в такую горячую точку, как Мескер-Юрт. Да еще и погода подвела – моросит дождик, видимость ограниченная из-за тумана. Слишком опасное дело лететь в таких условиях.

Вариантов обустройства в ожидании транспорта на месте немного. Хорошо, что был открыт махачкалинский аэропорт, где и разместились все, улегшись прямо на полу. В противном случае пришлось бы либо коротать время в палатке без обогревателя (температура здесь, конечно, не то что в Сибири, но тоже не май месяц), либо прямо на бетонке на взлетном поле. “На ней мы в августе уже ночевали, борт ждали”, - тут же вспоминают ребята. Для них в отличие от вашего покорного слуги все это привычно.

Наступившее утро вновь не приносит радостных известий. Да, вертолет для переброски приморцев заказан, но придется ждать улучшения метеоусловий. Все-таки долететь - это лучше, чем около 9 часов двигаться колонной по Чечне. Несколько часов ожидания - и вот борт выделен. Но тут опять незадача. Пока грузились в вертолет, сгустились вечерние сумерки. Сегодня вновь никуда не летим...…

После второй ночи в аэропорту борт наконец найден, вылет разрешен. Посадили нас, однако, не в точке назначения, а в Ханкале, где располагается штаб контртеррористической операции на Северном Кавказе. Здесь выясняется, что дальше летчики лететь не готовы. “Слишком сложная там оперативная обстановка”, - говорят они. А в это время на блокпосту уже вторые сутки томятся в ожидании те, кому предстоит отправка домой. Они уже знают, что смена прибыла, и считают часы до ее прибытия в Мескер-Юрт. Кто посчитал, сколько нервов отнимают каждый час, каждая минута такого ожидания, когда в любой момент может начаться бой? Для вертолета, кстати, на блоке уже была подготовлена площадка для посадки, подготовлена дымовая завеса. Но…...

Добираться придется на автомашинах. А тут выясняется, что и их в наличии нет.

Помоги себе сам

“Вам домой – вам и заботиться о транспорте”. По такому принципу все и происходит. Если нет связей в штабе, не удалось заранее договориться с вертолетами (иногда приходится, что греха таить, и материальные блага посулить) – ты должен позаботиться о себе сам.

Сложную обстановку удалось разрядить только благодаря находчивости и смекалке бойцов приморского ОМОНа. Прямо на блокпосту в Мескер-Юрте были найдены два “Урала” и автобус.

А дальше все происходит в бешеном темпе. Быстрее к “вертушке” в Ханкале, скорее осуществить погрузку ящиков, которую приходится проводить по колено в грязи из-за прошедших дождей, сесть самим - и в Махачкалу, где ждут транспортные “Ил-76-МД”. Из-за возникшей с самого начала задержки смену пришлось производить настолько оперативно, что один из бойцов ОМОНа даже забыл на блокпосту сумку с северокавказскими подарками, которые приготовил жене. “Напиши об этом, а то не поверит”, - всю обратную дорогу уговаривал он автора.

Впрочем, условия для тех, кто отбывает домой, уже не выглядят столь стесненными и ужасными. Главное - лететь домой, хоть на метле…...

А где же порядок?

Этот вопрос я неоднократно повторял себе, находясь в Махачкале и Ханкале. Еще раз повторюсь: посмотрев на всю эту неорганизованность, невольно поймал себя на мысли - если по всем телеканалам и в официальных речах руководителей страны звучат слова о необходимости “добить гадину”, почему столь плохо, в чисто российском бардаке происходит такая элементарная вещь, как обычная пересменка? Или в московских кабинетах мало кто представляет себе то, что происходит на месте?..

Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, "Владивосток"