Карты правду говорят

Но под грифом “секретно”.... В Приморском аэрогеодезическом предприятии очень любят известный анекдот про горе-летчиков: - Штурман, ты карты взял? - А как же, две колоды! - Черт, опять из-за тебя по пачке “Беломора” полетим!!!

13 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №943 от 13 март 2001

Но под грифом “секретно”.... В Приморском аэрогеодезическом предприятии очень любят известный анекдот про горе-летчиков:
- Штурман, ты карты взял?
- А как же, две колоды!
- Черт, опять из-за тебя по пачке “Беломора” полетим!!!

Конечно, подобное отношение к их работе приморских геодезистов и картографов не радует, зато анекдот действительно смешной.

Карты, не игральные, а топографические, конечно, нужны всем - и военным, и летчикам, и геологам, и туристам, и простым гражданам, отправляющимся в путешествие из пункта А в пункт Б. Можно, безусловно, отправляться в поездку и наобум - у нас любой встречный покажет дорогу, а язык, как известно, до Киева доведет. Но с картой все же проще. Это поняли еще три с лишним тысячелетия назад. Именно тогда появились первые папирусы с подробно обозначенными берегами, реками и населенными пунктами. Понятное дело, что с современными картами эти чертежи прошлого не идут ни в какое сравнение. Следуя им, можно было зайти или заплыть в далекие края, откуда потом приходилось подолгу искать обратный путь.

Современные карты точнее даже достаточно подробных карт проекции Меркатора, столь популярных вплоть до середины XIX века. Новые технологии позволяют определить координаты того или иного объекта с потрясающей точностью - с допуском ошибок всего в 40 сантиметров.

Понятное дело, что такие точные карты используют в работе лишь немногие. Как прежде, так и сейчас подробные схемы и чертежи в открытую продажу не поступают по соображениям секретности и доступны только военным.

Итак, с чего же, собственно, начинается работа над картой? С работы геодезистов. Геодезия - это наука, основной задачей которой является определение точных координат любых объектов на местности. Наверное, многим доводилось то тут, то там видеть непонятные металлические пирамиды 3-4-метрового роста. Это геодезические знаки с четко определенными координатами. Когда геодезист выходит в поле, он первым делом строит, соединяя эти пирамиды, координатную сеть местности. А потом, используя особые приборы и специальные вычисления, определяет точное местоположение того или иного объекта. Кстати, хваленые западные приборы спутниковой системы определения координат GPS не дают такой точности данных, какая требуется по нашим российским стандартам для подготовки детальных карт.

Когда координаты всех объектов на местности определены и занесены в специальный полевой блокнот, наступает черед авиаторов. Во время авиазалета, а именно так называется эта процедура на профессиональном языке геодезистов и картографов, специальными фотоаппаратами, расположенными на крыльях самолета на определенном расстоянии друг от друга, делаются фотографические снимки участка земной поверхности. Причем для карт разного масштаба снимки делают с разной высоты - от 600 метров до нескольких километров.

Позже по специальной технологии эти снимки совмещают, накладывая слои, сводя воедино данные аэрофотосъемок с информацией из блокнота геодезистов - прорисовывают рельеф, определяют высоты, наносят особые знаки и отметки. Затем на мощных компьютерах вся эта информация вновь совмещается. А затем уже в печатном цехе из-под типографского пресса выходит новенькая карта.

Понятное дело, производство карт мы описали довольно схематично. На самом деле все гораздо сложнее. Каждая карта - это результат труда не одного, не десяти и даже не ста человек, в работе над подробной картой местности иногда принимают участие многие сотни специалистов - от геодезистов с теодолитом до операторов, управляющих спутниками.

Знаете, какая страна имела самые подробные карты своей территории? Не богатейшие Соединенные Штаты и не миниатюрная Швейцария, которую из конца в конец можно при известном усилии пройти пешком, а огромнейший Советский Союз. Но, увы, правда и то, что в нашей стране продававшиеся в книжных магазинах карты мало соответствовали действительности. Нет, конечно, заблудиться по ним было нельзя, города и деревни были нанесены верно. Другое дело, что даже на самых подробных картах самого большого масштаба отсутствовало до 90 процентов информации. Делалось это по соображениям секретности. Понятное дело, что схемы расположения мостов и заводов секретились не столько от собственных граждан, сколько от иностранных шпионов, но от этого ведь не легче.

На поступавших в открытую продажу даже самых точных картах и схемах городов никогда детально не прорисовывались объекты промышленности, железнодорожные узлы, мосты, предприятия связи и здания органов государственной власти. Да, всем было известно, что американские разведчики со своих спутников-шпионов имели отличные фотографии всех этих объектов в каких угодно ракурсах. Но на наших картах их все равно никогда не было.

С распадом Союза режим секретности несколько ослабел. В продажу начали поступать многие рассекреченные карты. Другие были переведены из категории секретных в список документов с грифом “Для служебного пользования”. Но даже в период самого разгула демократии полной открытости не было - за соблюдением режима зорко следили так называемые компетентные органы. Кстати, в последнее время специальным постановлением режим секретности вновь ужесточен. Понятное дело, военные, спецслужбы и органы государственной власти по-прежнему имеют самые детальные и подробные карты. А простому обывателю опять придется обходиться лишь приблизительными схемами и чертежами.

Приморское аэрогеодезическое предприятие (АГП) как самостоятельная организация существует чуть больше полутора лет. До этого приморские геодезисты и картографы замыкались на Хабаровск. Генеральный директор АГП Юрий Попов говорит, что работа его подчиненных востребована и сейчас. Понятное дело, большинство работ выполняется по заказам военных и органов государственной власти.

К примеру, не так давно Приморским аэрогеодезическим предприятием закончена работа над схемой автомобильных дорог Приморского края. Специалисты АГП работали по заказу краевого комитета дорожного хозяйства. На новую карту нанесены не только все дороги Приморья, расстояния между населенными пунктами, но и практически все существующие дорожные знаки и указатели. Эта карта сделана в электронном виде - загрузив программу, на компьютере можно исследовать не только все дороги края. Можно, к примеру, заставить компьютер рассчитать идеальный путь из любого места Приморья в любой населенный пункт края - надо только задать начальные и конечные точки путешествия. Так что компьютерный компакт-диск, выпущенный специалистами Приморского аэрогеодезического предприятия, пригодится не только специалистам-дорожникам, но и простым автолюбителям.

Сейчас в работе подобные же карты, составляющиеся по заказу земельного комитета. По сути, это уже не схемы, но единые информационные системы.

Многим, наверное, знакомо состояние, когда название какой-либо улицы ставит в тупик. Действительно, во Владивостоке есть масса таких мест, название которых слышали разве что люди, которые там живут, да еще милиционеры с пожарными. Знаете ли вы, к примеру, где в краевом центре находится Розничная улица? А Мурманская? А Кочубея? А 3-я Гарнизонная? А улица Мира? Мне и самому не раз приходилось искать подобные малоизвестные улицы. Причем неоднократно коллеги, мнящие себя великими географами, при поиске, к примеру, улицы Гаршина отправляли меня в разные концы города. Впрочем, Владивосток не такой уж большой город - нужную улицу при известной доле везения всегда найти можно. Гораздо сложнее с конкретными домами - ведь рельеф у нас настолько сложен, что подчас строения с соседними номерами оказываются на разных концах улицы.

Выйти из положения с минимальными потерями помогут специалисты Приморского АГП. Не так давно в продаже появился великолепный атлас Владивостока, где указаны не только все улицы, но все дома и строения с их адресами. Много на картах и схемах атласа другой полезной информации - здесь есть и места расположения аптек, и координаты таксофонов, и многое-многое другое. Кстати, этот же атлас специалистами Приморского аэрогеодезического предприятия выпущен как в обычном бумажном формате, так и в электронном виде. Вещь действительно удобная. В редакции “В”, к примеру, этот продукт АГП оценили по достоинству.

Виктор Говор, один из разработчиков этой программы, говорит, что работать было сложно, но очень интересно. По крайней мере, конечный продукт, по его словам, получился действительно удачный.

11 марта специалисты Приморского АГП впервые отметили свой профессиональный праздник - День работников геодезии и картографии. Этот праздник установлен указом президента России только в прошлом году. Хотя история российской геодезии и картографии восходит к петровским временам.

В марте 1720 года высочайшим указом Петра I был утвержден генеральный регламент, “надлежащий в каждом Коллегии иметь генеральныя и партикулярныя ландкарты, который во времени изготовлены быть имеют, именно: описать все границы, реки, города, местечки, деревни, церкви, леса и прочее”. С 1739 года всеми геодезическими и картографическими работами ведал Географический департамент, который, кстати, долгие годы возглавлял сам Михаил Ломоносов.

Сейчас благодаря самоотверженному труду российских геодезистов и картографов вся территория России покрыта высокоточными геодезическими сетями и топографическими картами. Если сложить вместе 300 тысяч листов карт масштаба 1:25000, описывающих территорию нашей страны, то получится альбом высотой 30 метров и весом 7 тонн.

В этой колоссальной работе есть и частичка труда 200 специалистов Приморского аэрогеодезического предприятия.

Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"