Трагедия в Тайваньском проливе

Экипаж затонувшего в Тайваньском проливе 8 марта теплохода “Памела Дрим” (Pamela Dream) состоял из приморских моряков. Большая их часть – жители Владивостока, об этом сообщили корреспонденту “В” в российском представительстве, офис которого расположен в нашем городе, камбоджийской судоходной компании “Памела Корпорейшн”.

12 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №942 от 12 март 2001

Экипаж затонувшего в Тайваньском проливе 8 марта теплохода “Памела Дрим” (Pamela Dream) состоял из приморских моряков. Большая их часть – жители Владивостока, об этом сообщили корреспонденту “В” в российском представительстве, офис которого расположен в нашем городе, камбоджийской судоходной компании “Памела Корпорейшн”.

Справка “В”.

Судоходная компания Pamela Corporation была образована в 1993 году. Головной офис расположен в Гонконге, имеет представительства во Владивостоке и Сеуле. В нашем городе представительство включает в себя департаменты по найму моряков и безопасности мореплавания.

Как удалось выяснить журналистам газеты, в свой последний рейс “Памела Дрим” отправилась после ремонта на вьетнамских верфях Bach Dang в Хайфоне. 25 февраля после ежегодного докования теплоход под флагом Камбоджи был принят японским Регистром корпорации НКК, о чем было выдано соответствующее международное свидетельство. Для этого японские специалисты из Nippon Kaiji Kyokai специально прилетали в Хайфон. Участие Регистра Японии не случайно – судно было построено в 1984 году на одном из судостроительных заводов Страны восходящего солнца. Теплоход с дедвейтом 6475,5 тонны, длиной 99,02 метра имел мощность силовой установки 4 тысячи лошадиных сил.

Завершив ремонт, теплоход прибыл в порт Tanjong Mahis в городе Тавао на восточном побережье острова Калимантан (море Сулавеси). В Малайзии на борт погрузили партию тропического леса. В трюмах и на палубе лесовоза находился 5781 кубометр красного дерева – около 5500 тонн. Это не самый большой объем перевозимого дерева. Раньше “Памела Дрим” брала на борт по 6 с лишним тысяч кубометров древесины, и проблем не возникало. Не было нареканий по поводу крепления груза и на этот раз.

Теплоход следовал в порт Пусан в Республике Корея. В ночь с 7 на 8 марта проходил Тайваньский пролив. В это время там бушевал шторм, сообщили “В” в Дальневосточном спасательно-координационном центре. Скорость ветра достигала 20-25 метров в секунду, а волна поднималась на высоту до 6 метров. Добавим, что в это время года в проливе традиционно “работают” сильные муссонные ветры северо-восточных направлений. Около 6 часов утра по местному времени в 60 милях от западного побережья острова Тайвань судно внезапно получило крен на правый борт, сопряженный с дифферентом на нос.

В соответствии с морской практикой экипаж предпринял меры по выравниванию крена. Однако сделать это не удалось. На теплоходе объявили общесудовую тревогу. Моряки стали освобождать караван - лес на палубе - от крепления. Большая часть каравана оказалась в море. Однако судно не выпрямилось. В 22.56 по Гринвичу 7 марта (около 9 утра 8 марта по Владивостоку) в эфир ушел сигнал бедствия. В этот момент гибнущее судно находилось в точке с координатами 24 градуса 59 минут северной широты и 119 градусов 49 минут восточной долготы. Одновременно экипаж спустил на воду спасательный плот, который тут же был разрушен бьющимися о борт бревнами. Из-за усиливающегося шторма и плавающих по волнам бревен не удалось использовать и шлюпки. Тогда по команде капитана (судном командовал опытный капитан, всю жизнь проработавший в ОАО “ДВМП”, Юрий Васильевич Хлебников) моряки, надев предварительно спасательные жилеты, начали прыгать за борт. По одной из версий, главной причиной трагедии стала водотечность в районе форпика и 1-го трюма. На это указывает и тот факт, что судно уходило под воду с резким дифферентом на нос, обнажив винты и перо руля.

Сразу по получении сигнала SOS к месту происшествия немедленно отправились корабли береговой охраны Тайваня, в воздух был поднят тайваньский вертолет спасателей, со стороны Китая в пролив вышли быстроходные корабли. Сигнал SOS получили и все гражданские суда, находящиеся в тот момент в Тайваньском проливе. Они, кстати, первыми оказались в зоне трагедии и стали поднимать на борт моряков. Одним из первых в районе бедствия оказалось судно Hero, на которое прямо с воды были подняты четыре человека (ирония судьбы: капитан Hero – тоже бывший опытный моряк ОАО “ДВМП”). На борт подошедшего пассажирского суперлайнера Аurora подняли старшего помощника и матроса с “Памелы”. Экипажам других судов удалось найти еще несколько российских моряков. К сожалению, один из них скончался уже на борту судна. Тела еще двух погибших были обнаружены китайским спасательным судном. Всего в течение 8 марта удалось спасти 11 моряков, они все получили необходимую медицинскую помощь. Трое погибли, пятеро продолжают числиться пропавшими без вести. Горько писать об этом, но шансы обнаружить кого-то из них живым расцениваются специалистами как мизерные…...

Среди пропавших без вести числится и капитан судна Юрий Хлебников – руководители службы безопасности мореплавания ОАО “ДВМП”, с которыми вчера связались наши корреспонденты, предполагают, что в соответствии с морской практикой борт гибнущего судна он покидал последним...…

Когда этот номер “В” готовился к подписанию в печать – середина вчерашнего дня - спасательная операция в проливе еще продолжалась, температура воды (плюс 22 градуса) оставляла хоть и слабую, но все-таки надежду…... В поиске принимали участие вертолет и катер береговой охраны Тайваня. К слову, представитель российского генерального консульства в Шанхае, с которым вчера связался корреспондент “В”, подчеркнул, что в ходе спасательной операции спасатели Тайваня и материкового Китая действовали рука об руку; человеческая жизнь дороже политических разногласий...…

Сообщается, что владивостокское представительство компании Pamela Сorporation постоянно поддерживает связь с генеральным консульством России в Гонконге, а СКЦ российского Дальнего Востока (Владивосток) - с СКЦ Тайваня в городе Келунг. Благодаря этому имелась оперативная информация о ходе спасательной операции, моментально выяснялись имена спасенных моряков и пути следования судов, поднявших людей на борт. В настоящий момент 11 спасенных и тела трех погибших находятся в Гонконге. Людей поместили в местные гостиницы в ожидании оформления необходимых документов по репатриации.

Добавим, что в ответ на просьбу корреспондента “В” предоставить списки спасенных, погибших и числящихся пропавшими без вести членов экипажа Pamela Dream представитель владивостокского офиса Pamela Corporation ответил категорическим отказом. “Семьи всех 19 членов экипажа поддерживают с нами постоянную связь, - заявил он, - и имеют самую полную информацию...…”

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"