Спецназ может отдыхать

Новое и весьма неожиданное развитие получил скандал вокруг российского рыбацкого судна СТМ-17, которое ровно две недели назад после суточного преследования пограничными кораблями и самолетами ТОРУ ФПС РФ сумело оторваться от погони и скрыться в территориальных водах Японии.

6 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №940 от 6 март 2001

Новое и весьма неожиданное развитие получил скандал вокруг российского рыбацкого судна СТМ-17, которое ровно две недели назад после суточного преследования пограничными кораблями и самолетами ТОРУ ФПС РФ сумело оторваться от погони и скрыться в территориальных водах Японии.

Полмесяца под различными предлогами СТМ-17 (порт приписки – Зарубино, Приморский край) отстаивался у причальной стенки порта Вакканай, что на самом севере японского острова Хоккайдо. И в течение всего этого времени по кромке японских тервод, как голодные барракуды, “прогуливались” сторожевые корабли и патрульные суда российских пограничников, которые после унижения, испытанного 20 и 21 февраля (во время безрезультатной погони), жаждали мести. Параллельно все это время велась работа и по дипломатическим каналам. Российская сторона откровенно настаивала на скорейшем “выталкивании” беглецов за японский водный рубеж; японские же власти, скрупулезно соблюдая дух и букву закона, а также сложившуюся международную практику (которая практически не позволяет никого выталкивать из порта насильно), не спешили переходить к решительным действиям. Тем не менее в конце минувшей недели департамент информации и печати российского МИДа распространил официальное сообщение о том, что с японскими властями “…имеется принципиальное понимание о необходимости выдворения российского рыболовецкого судна СТМ-17 из территориальных вод Японии…”. Сейчас, отметили в том же сообщении сотрудники МИДа, решаются связанные с этим организационные и технические вопросы.

Формулировки, согласитесь, весьма достаточные, чтобы пограничники включили двигатели в режиме “форсаж” и приготовили оружие к бою. И так оно, похоже, и было: по информации “В”, в минувшую субботу, 3 марта, на кромке японских территориальных вод на траверзе Вакканая дежурили скоростной номерной ПСКР и патрульное судно “Афалина”, готовые в любую секунду с максимальным “дружелюбием” встретить сбежавшего нарушителя.

А потому как гром среди ясного неба прозвучало вчера утром сообщение о том, что воскресным вечером СТМ-17 в очередной раз растворился во мраке, натянув, как говорится, нос российским пограничникам.

Вот что передал корреспондент РИА “Новости” со ссылкой на источник в японском УБМ (управление безопасности на море): СТМ-17 вышел из порта Вакканай в 17.30 по местному времени и направился к кромке тервод. До самой границы его сопровождали японские катера береговой охраны. В 18.48 судно пересекло границу и взяло курс строго на север – этот факт японцы специально подчеркнули несколько раз.

Давайте посмотрим на карту. Между мысом Соя – это самая северная точка Хоккайдо, возле которой и прилепился Вакканай, – и мысом Крильон (крайняя южная точка Сахалина) находится самая узкая часть пролива Лаперуза. Ширина его здесь около 22 миль. А значит, граница между японскими и российскими территориальными водами проходит на удалении 11 миль от каждого из берегов. Вот здесь-то СТМ-17 попрощался с провожавшими его японскими катерами и взял курс...… На север?.. К сахалинскому берегу?..

И где же были в тот момент бравые российские морские пограничники?

До середины вчерашнего дня (когда этот номер “В” подписывался в печать) получить какие-то вразумительные объяснения в пресс-службах или каких-либо других службах Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ было невозможно. В финале пьесы Гоголя “Ревизор” это называется “немая сцена”…

Нам здесь трудно что-либо комментировать. Единственное, что можно позволить себе, – некоторый совет: как известно, на Тихоокеанском флоте есть отдельное подразделение спецназа. Есть и “учебка”, где готовят бойцов по этим лихим специальностям. Так вот газета “Владивосток” рекомендует одним из ведущих преподавателей-специалистов в “учебку” флотского спецназа капитана СТМ-17 Сергея Степанова. А кто еще научит с такой легкостью уходить от преследования в штормовом Японском море?..

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"