Они о нас: мучительные поиски модели

Может ли Россия, которая продолжает поиск пути политического и экономического развития и присматривается то к чилийской, то к китайской модели, считать южнокорейскую модель примером для подражания? Ответить на вопрос попытались комментаторы авторитетной немецкой радиостанции Deutsche Welle.

6 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №940 от 6 март 2001

Может ли Россия, которая продолжает поиск пути политического и экономического развития и присматривается то к чилийской, то к китайской модели, считать южнокорейскую модель примером для подражания? Ответить на вопрос попытались комментаторы авторитетной немецкой радиостанции Deutsche Welle.

Комментаторы называют основными темами переговоров в Сеуле расширение инвестиций в России и проблемы воссоединения Южной и Северной Кореи. Что касается второго пункта, российский президент привез в Сеул грандиозный проект о создании трансевразийской железной дороги. Северная и Южная Корея уже приняли решение о строительстве транскорейской железнодорожной линии. Однако до сих пор не ясны ни сроки, ни финансирование многомиллиардного проекта. Например, только на расчистку от мин участка полотна через демаркационную зону уйдет не менее года. Сотни километров дороги на северокорейской территории полностью изношены. Полотно одноколейное, поезда по нему движутся со скоростью не более сорока километров в час, большегрузных составов оно не выдерживает. DW напоминает, что речь пока идет об отрезке между Пхеньяном и Сеулом, а Владимир Путин уже предлагает соединить с Транссибом эту несуществующую магистраль. По его словам, Россия готова вложить в этот проект века несколько сотен миллионов долларов. Правда, при этом подразумевается, что российское участие пойдет в зачет долга России перед Южной Кореей. Сегодня же Россия расплачивается в основном поставками вооружений, в частности вертолетов “Ка-32”.

Но каковы “не трансевразийские, а реальные перспективы” сотрудничества между Россией и Кореей? Отвечает на этот вопрос экономический обозреватель DW Андрей Гурков. По его мнению, южнокорейские инвестиции в российскую экономику - 172 миллиона долларов за прошедшие годы - “пугающе малы для такой мощной страны, как Южная Корея, и для такой крупной страны, как Россия”. Для сравнения он привел следующую цифру: в прошлом году судостроительная отрасль Южной Кореи получила заказы в общей сложности на 15 миллиардов долларов. Именно о таких суммах может идти речь при серьезном сотрудничестве или при серьезном развитии экономики.

Препятствует развитию сотрудничества то же самое, что сдерживает и западных инвесторов: политическая неуверенность, налоговые препоны, сложность инвестирования в Россию. Так что Южная Корея, внимательно присматриваясь к российскому рынку, пока воспринимает его скорее как рынок сбыта, но не как рынок для инвестиций.

Наконец, отвечая на главный вопрос передачи: может и должна ли южнокорейская модель служить России примером для подражания, обозреватель DW ответил, что прежде всего следует определить, о какой именно южнокорейской модели идет речь. Той, которая существовала до 1998 года, или той, которую создают сейчас, для чего предприняты весьма болезненные реформы. Южная Корея была одним из самых успешных и прилежных “азиатских тигров”. Под этой моделью Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань понимали следующее: сильное административное руководство, почти авторитарное или авторитарное, если не диктатура; управление капитализмом сверху, развитие или навязывание капитализма сверху; правительство, которое окружает себя несколькими крупными конгломератами, то есть финансово-промышленными группами”. Что весьма знакомо по России, в связи с чем многие настаивают на достоинствах азиатской модели. Но эта модель рухнула в 1998 году, когда стало ясно, что в условиях глобализации, в условиях свободного потока товаров, услуг, кадров, информации она не срабатывает. И Корея стала снова “прилежным учеником” Международного валютного фонда, получив от него огромные суммы, поскольку мировая экономика не могла себе позволить длительный кризис в Южной Корее. Корея сейчас как раз демонтирует эту старую модель. Финансово-промышленные группы распадаются на части. Убыточные предприятия либо закрываются, либо продаются. Пример тому - разросшийся до бесконечности и оказавшийся нежизнеспособным конгломерат Daewoo, а также банковская система, которая все время под нажимом политиков выдавала невозвращаемые впоследствии “гнилые” кредиты и которую сейчас санируют и пытаются привести в порядок. Иными словами, “Корея открывается Западу, идет по западным рецептам. Если Путину понравилась эта модель, модель Южной Кореи последних двух лет, это можно только приветствовать”, - заключил экономический обозреватель DW.