Президент сказал Слово. Страна его услышала...

“Все хорошо помнят об акциях протеста в Приморье. Сколько упреков тогда раздавалось в адрес федеральной власти. Но вот конкретный пример. Работникам Приморской ГРЭС в прошлом году полгода не выплачивалась зарплата. Администрация же предприятия только на командировочные расходы истратила более 3 миллиардов рублей, а на приобретение высокодоходных акций руководители выделили сами себе около миллиарда. По этим фактам прокуратура возбудила уголовное дело, и это должно стать правилом в каждом подобном случае...” Из послания президента России Федеральному собранию “Слушал вчерашнее выступление президента? Как он по нашему руководству Приморской ГРЭС прошелся! Воруют. Был бы сейчас жив Сталин...”. Из диалога в автобусе ...Генеральный директор АО “Приморская ГРЭС” Вальтер Козлов, по его собственному признанию, ночь с 6 на 7 марта провел без сна. Станция уже практически работает на последних крохах угля, подбираемого с площадок двух складов, в ожидании составов с Харанора. А тут еще эта президентская фраза в его ежегодном послании Федеральному собранию - о якобы серьезных финансовых грехах руководства Приморской ГРЭС. Единственный, прямо скажем, конкретный и вроде бы “живой” да еще очень “жареный” пример “из жизни”, которыми в прошлом уж очень любили накалять публику секретари парткомов разных уровней. Сколько из них было “дутых”!

12 март 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №94 от 12 март 1997

“Все хорошо помнят об акциях протеста в Приморье. Сколько упреков тогда раздавалось в адрес федеральной власти. Но вот конкретный пример. Работникам Приморской ГРЭС в прошлом году полгода не выплачивалась зарплата. Администрация же предприятия только на командировочные расходы истратила более 3 миллиардов рублей, а на приобретение высокодоходных акций руководители выделили сами себе около миллиарда. По этим фактам прокуратура возбудила уголовное дело, и это должно стать правилом в каждом подобном случае...”

Из послания президента России Федеральному собранию

“Слушал вчерашнее выступление президента? Как он по нашему руководству Приморской ГРЭС прошелся! Воруют. Был бы сейчас жив Сталин...”.

Из диалога в автобусе

...Генеральный директор АО “Приморская ГРЭС” Вальтер Козлов, по его собственному признанию, ночь с 6 на 7 марта провел без сна. Станция уже практически работает на последних крохах угля, подбираемого с площадок двух складов, в ожидании составов с Харанора. А тут еще эта президентская фраза в его ежегодном послании Федеральному собранию - о якобы серьезных финансовых грехах руководства Приморской ГРЭС. Единственный, прямо скажем, конкретный и вроде бы “живой” да еще очень “жареный” пример “из жизни”, которыми в прошлом уж очень любили накалять публику секретари парткомов разных уровней. Сколько из них было “дутых”!

Командировочные расходы

Директор Приморской ГРЭС рассказал корреспонденту “В”:

“первое обвинение - уж очень высокие командировочные расходы. Может быть: 3 миллиарда рублей даже для такого мощного энергетического предприятия с годовым фондом заработной платы за 200 миллиардов рублей могут все же показаться непосвященному чрезмерно завышенными... Если бы это предприятие располагалось где-нибудь в Подмосковье, а не за 10 тысяч верст на Дальнем Востоке, если бы не были безразмерными авиационные и железнодорожные тарифы, если бы в нашей стране что-то можно было добыть, достать, пробить для жизнедеятельности такого предприятия без бумажки с московской подписью: только одних масел, например, для электростанции высокого давления и такого масштаба требуется свыше 40 наименований, некоторые из них - просто уникальные, и большая часть из этих масел на Дальнем Востоке не изготавливается. Но и это еще не все, потому что эти 3 миллиарда командировочных, названных в “слове”, вообще не существуют: в бухгалтерских документах годовой отчетности значится, что на различные служебные командировки на предприятии, кстати, закончившем 1996 год с прибылью, затрачено всего 1,6 миллиарда рублей. Откуда ж появились остальные, спросите? Тут уж, извините, только гадать придется. Вполне очевидно, что появилась эта цифра в 3 миллиарда из банковских документов, но тем не менее все же оказалась мифической: как говорится, не верь глазам своим. А все проще простого: из горячего желания потрафить долго бывшему не у дел президенту и дать ему для “слова” впечатляющий факт, а заодно еще разок пнуть непокорных дальневосточников, кто-то из его помощников все же в спешке не дочитал до конца банковскую распечатку. Если бы он был немного повнимательнее, то сам бы обнаружил свою ошибку, потому что в эти 3 миллиарда вместе с командировочными вошли и 0,7 миллиарда рублей за ГСМ, и 0,9 миллиарда - на хозрасходы. Другого объяснения этому случаю, наверное, просто нет. Если, конечно, это не умышленная провокация. Тем более что в течение года на электростанции побывали с проверками аж 27 различных комиссий, в том числе несколько прокурорских, аудиторских и даже две “президентских”. Ни одна из них никаких подобных злоупотреблений не обнаружила”.

Высокодоходные акции

Такое же недоумение вызывает и другой обвинительный факт, высказанный в адрес руководства Приморской ГРЭС, - о приобретении акций РАО “ЕЭС России”. Случилось это уже относительно давно - в октябре 1995 года и, кстати, никакого отношения к задержкам выплаты зарплаты вообще не имеет - их тогда практически еще и не было. 20 октября 1995 года директору Приморской ГРЭС В. Козлову было направлено из Москвы письмо за подписью президента РАО “ЕЭС России” А. Дьякова. Читаем (в сокращении): “С 25 октября по 25 ноября 1995 года на специализированном денежном аукционе будут продаваться акции РАО “ЕЭС России”... Специализированный аукцион проводится по просьбе РАО “ЕЭС России” с целью максимального удовлетворения потребностей работников электроэнергетического комплекса в приобретении акций РАО “ЕЭС России”. Это единственная возможность приобретения акций РАО “ЕЭС России” физическими лицами по месту работы и в любом количестве. Все остальные акции будут продаваться лотами на денежных аукционах, что делает их приобретение возможным только для юридических лиц... В целях сохранения контрольного пакета в руках профессионалов - работников электроэнергетического комплекса прошу Вас лично возглавить организационно-разъяснительную работу среди акционеров по покупке акций РАО “ЕЭС России” в максимально возможном количестве”.

Такие же письма получили все предприятия энергетического комплекса страны. На Приморской ГРЭС провели эту работу оперативно: еще в 1992 году записью в коллективном договоре было узаконено для работников предприятия льготное приобретение товаров в кредит, в июне 1994 года эту льготу закрепили в специально разработанном совместно с профсоюзом положении, а 26 октября 1995 года внесли в этот документ специальное дополнение “в части приобретения работниками станции акций РАО “ЕЭС России”. Был взят целевой банковский кредит, на акции подписались 517 работников станции - практически каждый седьмой и на общую сумму 895060 миллионов рублей. Каждый подписавшийся оформил заявление-поручение на удержание из заработной платы. Ну а что, как оказалось, не каждый абсолютно работник станции стал владельцем этих акций, так кого уж тут винить? Кто всерьез подумал о судьбе собственной и всей своей семьи, тот не поскупился на затраты. Тем более что акции - это не облигации госзаймов времен сталинских и последующих пятилеток, на них добровольно-принудительно не подписываются, и уважаемый Борис Николаевич сам это прекрасно знает.

Всего коллектив ГРЭС приобрел на том аукционе 1790120 акций в 500 рублей номиналом: порядковый номер в списке поданных на аукцион заявок - 37, порядковый номер в списке победителей на аукционе - 498, протокол аукциона

№ 8012 от 22 декабря 1995 года. Кредит на приобретение акций работникам предприятия выдан до двух лет с ежемесячной выплатой не более 70 процентов от заработной платы. Окончательный расчет с банком по кредиту был сделан в декабре 1995 года, начисленные банком проценты в размере 33768594 рубля были удержаны из заработной платы владельцев акций в августе 1996 года. Вот и весь “криминал”.

Вот теперь и видно воочию, какую бурю в стакане учинили наши кремлевские благодетели, притянув в президентское послание буквально за уши абсолютно туфтовые цифры. Наверное, кому-то это надо, чтоб в Приморье всех постоянно трясло от всяческих скандалов: сдвинуть во времени 2 разнородных факта, поставив их рядом, изобретательно их изуродовать и преподнести на всеобщее обозрение изумленной публике этакого фантастического ужастика.

Президент сказал “слово”, и ему почти повсеместно поверили. А кому, скажите, еще верить в нашем государстве? Вот и услышал за спиной в автобусе, когда возвращался с ГРЭС вместе с уезжавшими на обед рабочими смены, злую реплику, с которой и начал свой рассказ и после которой сразу стало как-то не по себе.

* * *

...10 марта разрез в Лучегорске начал наращивать добычу и поставил на ГРЭС 14 тысяч тонн угля, а за 11 марта намерен добыть уже 18 тысяч тонн.

В 4 утра 11 марта на 7-м энергоблоке Приморской ГРЭС произошла авария. Устранив ее к 9 утра, станция начала набирать нагрузку...

Автор: Виктор ХОЛЕНКО, “Владивосток”