Человеки подземелья

В подворотне на голой земле лежал бомж. Люди проходили мимо, не обращая на него никакого внимания. Потом кто-то догадался вызвать “скорую”. “Нет! Пусть милиция забирает!” – заявили сотрудники “Скорой помощи”. Так и умер, не дождавшись ни кареты скорой, ни милицейского “уазика”.

1 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №938 от 1 март 2001

В подворотне на голой земле лежал бомж. Люди проходили мимо, не обращая на него никакого внимания. Потом кто-то догадался вызвать “скорую”. “Нет! Пусть милиция забирает!” – заявили сотрудники “Скорой помощи”. Так и умер, не дождавшись ни кареты скорой, ни милицейского “уазика”.

У нас, как известно, от тюрьмы и от сумы никто не зарекается. Ведь в России от пышной презентации с шампанским до безнадежного банкротства – воробьиный шаг. Чтобы задобрить судьбу, всегда суют калач колоднику и мелочь оборванцу. Откупившись, стараются быстрее пройти мимо. Слишком уж непригляден вид нищего. Такой человек считается потерянным для общества. Поэтому проблемы самых незащищенных слоев населения оставляют равнодушными наших чиновников.

Между тем бродяжничество не столь уж безопасно, как мы подчас о нем думаем. Вот некоторые цифры. Свыше 60 проц. бомжей судимы. Причем более половины два и более раз. Один из завсегдатаев Владивостокского приемника-распределителя, к примеру, провел в тюрьме 20 лет своей жизни. Кроме того, большинство осужденных за бродяжничество являются хроническими алкоголиками.

Только задумайтесь над этим сочетанием: судимость, алкоголизм, инфекционные болезни, отсутствие средств существования. Прибавьте к этому еще и сравнительно молодой возраст - большинству из них нет еще и пятидесяти. Только за прошлый год силами приемника-распределителя раскрыто 67 преступлений. Из них 38 краж, два грабежа и другие, в том числе тяжкие преступления. В качестве их участников выявлены лица без определенного места жительства. Картина ясна. Однако те, кто должен принять меры по предотвращению подобных явлений, бездействуют.

Согласно указу президента РФ № 1815 “О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества” от 2 ноября 1993 года приемники-распределители должны быть реорганизованы в центры социальной реабилитации лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество. В преамбуле указа определяются цели реформирования работы с этой категорией населения. Здесь и оказание социальной, медицинской и иной помощи лицам без определенного места жительства, и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и укрепление общественного порядка. На органы внутренних дел по-прежнему возлагаются задачи по выявлению лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, их задержание и доставление в центры социальной реабилитации, установление личности задержанных, а также обеспечение общественного порядка и охрана указанных учреждений.

- Три года назад во Владивостоке было больше десяти ночлежек, - говорит заместитель главы администрации Владивостока Виктор Логачев. - Но эти учреждения являются очень затратными и находятся на городских бюджетах. Для их содержания необходим целый комплекс санитарно-эпидемиологических мероприятий. Прежде чем покормить и уложить спать, таких людей необходимо обследовать, провести дезинфекцию одежды, если необходимо, направить их на лечение. Это требует средств.

Несколько лет назад планировалось создание реабилитационного центра для людей, задержанных за бродяжничество. Был начат ремонт здания на улице Стрельникова, 10. В этом здании могло быть размещено до 60 человек. Затраты на его содержание ежегодно составляли бы 4,5 – 5 млн. рублей. Но, по-моему, более остро сегодня стоят проблемы, связанные с детьми. И если взрослые сами выбирают свою судьбу, то за детей мы в ответе.

Пытаться занять работой тех, кто занимается бродяжничеством, бесполезно. Юрий Михайлович Копылов неоднократно обращался к ним: “Уважаемые бомжи, приходите к нам. Мы найдем вам работу и жилье”. Никто не пришел. Недавно к нам обратился Первомайский судоремонтный завод с просьбой предоставить им помещение для создания на его базе вневедомственной гостиницы для своих сотрудников. Мы выделили им здание на условиях совместного использования. Часть здания пойдет под социальную гостиницу. Туда будут направлены те, кого мы трудоустроим, и те, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию, – амнистированные, беженцы, вынужденные переселенцы. И все-таки главная задача сегодня - не допустить, чтобы маленькие беспризорники стали взрослыми бомжами.

Большая часть бродяг ни на что не променяет свое существование. Такая жизнь давно стала для них нормой. Но часть из них еще можно вернуть к нормальной жизни. Однако на неопределенное время закрыт единственный в городе приемник-распределитель для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество. О многом говорит и тот факт, что во Владивостоке сегодня не существует ни одной ночлежки. В Приморском крае тоже не густо, их только две – в Находке и Лесозаводске. Сотрудники краевого управления социальной защиты считают, что этого вполне достаточно. Проблемы бродяг и попрошаек, по их мнению, должны решаться органами внутренних дел. Но нельзя же все перекладывать на милицию, которой и так приходится отвлекать на эти цели значительные силы и средства в ущерб борьбе с другими преступлениями. Да и вряд ли такие методы сегодня эффективны.

- В 1992 году была отменена 209-я статья Уголовного кодекса, предусматривающая наказание за бродяжничество, - говорит начальник приемника-распределителя для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество УВД Владивостока Игорь Бородочев. – Сегодня не существует ни уголовного, ни административного наказания. К тому же сократились сроки содержания в приемниках-распределителях с 30 до 10 суток. За это время установить личность задержанного и оформить ему документы непросто. Подчас запрос из прибалтийских республик идет 3-4 дня, а из того же Хабаровска или Читы 3-4 месяца. А держать человека столько времени мы не можем. Нет законного основания.

Выходит, что старая система учета и работы с бродягами разрушена, а нового ничего не создано. В реальности же лица без определенного места жительства никому не нужны. Ни органам здравоохранения, на которые возложено их медицинское освидетельствование и лечение, ни органам социальной защиты, ни службам занятости, которые не в состоянии трудоустроить даже зарегистрированных у них граждан, ни той же милиции.

Автор: Ольга НОВИКОВА, специально для "В"