Новый русский... студент

При словосочетании «новый русский» возникают определенные ассоциации: ну, например, растопыренные пальцы, замороженные глаза...

23 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №935 от 23 февр. 2001
При словосочетании «новый русский» возникают определенные ассоциации: ну, например, растопыренные пальцы, замороженные глаза...

И главное - богатенький, значит. Ивану Писареву из Артема 20 лет, и по сути он богат. Богат жизнью, устремлениями, впечатлениями, знанием языков.Сейчас он учится на 3-м курсе Владивостокского института международных отношений (ВИМО) ДВГУ.

«Как я погиб на той войне...»

Водитель фронтового грузовика лежал убитый на крыле своей боевой подруги-автомашины. Лежал окровавленный и недвижимый. То ли пуля его достала, то ли взрыв авиабомбы или артиллерийского снаряда остановил жизнь молодого парня-американца. А вокруг продолжался бой, кипели вовсю боевые страсти. Оглушительно рвались снаряды. И Иван Писарев, исполнявший в этом эпизоде роль убитого водителя, почти каждый раз вздрагивал - к рвущимся взрывпакетам тоже надо привыкнуть. А он, как и 49 других его сверстников, впервые снимается в фильме. Стрекочет кинокамера, бесстрастно снимая дубль за дублем...

На съемки китайского исторического телесериала «Корейская война» (1948-51 гг.) он попал благодаря своему росту (критерий отбора - 175 см и выше). Китайские продюсеры «отмерили» полсотни студентов ДВГУ, приглашены были и несколько профессиональных актеров из Владивостока. Впрочем, это были интернациональные, можно сказать, съемки: китайцы, русские, датчане, американцы, африканцы... Русские и американцы играли американцев, остальные, кроме самих китайцев, - войска ООН. Это грандиозный китайский проект (7 млн. долларов, 30 серий), снимается фильм в Даляне. По прогнозам, работа над ним должна быть закончена к 50-летию завершения войны на Корейском полуострове (этим летом). Месяц с 14 сентября прошлого года студенты ДВГУ каждодневно «воевали» во имя помпезной киноэпопеи, заполняя массовки. Кормили отлично. Правда, не каждому все в китайской кухне приходилось по вкусу: например, недожаренная картошка, сладкие огурцы, густо перченая рыба. Но это уже дело пятое... Еще приплачивали по 6 долларов в день, не густо, но хватало. Иван Писарев к азиатской пище уже привычен. К каждодневной напряженной работе ли, учебе - тоже. А вот треклятый взрыв-пакет «достал» его еще раз. В том эпизоде «американские солдаты», засев в окопах, отстреливались из винтовок. Иван вскарабкался на бруствер, и тут взрыв прогремел чуть ли не у самого носа. Опалило жаром, отбросило назад... Впрочем, на ходу становились студенты завзятыми киноактерами. На съемках главное было в том, чтобы выражение физиономии соответствовало ситуации. Болтать же можно было что угодно, после монтажа фильму предстояла китайская озвучка.

Домой уезжали, как когда-то писали в школьных сочинениях, усталые, но довольные. Впечатлений - масса. Даже воочию увидели однажды действие этой адской штучки - напалма. Насквозь прожженное дерево - эта картинка оставила в душах неизгладимый след... И вот такая деталь: приглашение на участие в дальнейшей работе получили всего четверо из 50. В их числе и Иван Писарев.

«Русские в Кагоян-де-Ора!»

Первый иностранный язык, который Иван одолел, был английский. Повезло с учительницей в артемовской школе №11, да и дальновидная мать поступила мудро, когда в 95-м году взяла на домашнее содержание чету американцев-волонтеров из Корпуса мира. Волонтеры проходили обучение русскому языку в Артемовском колледже, на время учебы расселили их по квартирам артемовцев. И Ване выпала хорошая практика по английскому разговорному.

А в 1997-м, участвуя в языковом конкурсе во владивостокском Ротари-клубе, завоевал он право годичной поездки на Филиппины по программе «Ротарианский школьный обмен». Тогда он был 11-классником, артемовскую школу оканчивал экстерном. На Филиппинах жил в городе Кагоян-де-Ора, учился в тамошнем учебном заведении, квартировал за год в трех местных семьях.

Филиппины расположены на 7707 островах, он попал на остров Минданао. Из трех тамошних языков хорошо овладел висайским (еще: себуано, тагалог). Конечно, любой язык требует постоянной практики, и сейчас он уже так гладко на висайском, конечно, не шпарит...

Рассказывать о жизни в ином государстве можно было бы много. Но не только интересных впечатлений, и ностальгии хватало - одиночество порой мучило. Знал, что на весь город русский он один. Такой эпизод. Дело было в декабре, перед Рождеством. Естественно, весь город покупал подарки, причем за несколько часов до самого праздника. Люди везде одинаковы. Потому и очереди в магазинах. Иван стоял в одной из них, чтобы купить подарки семье, в которой жил. А сам думал о доме, о России, о матери, которая к любому празднику обязательно спроворит пельмени. И вдруг - отборнейшая российская брань в уши. В далеком филиппинском магазине - и наш незабвенный, неизбывный мат! А звучал он по поводу очередей, в иностранных городах наши не привыкли к такому. К тому же уверены были: вокруг никто по-русски ни бельмеса. Так оно и было, кроме него, Ивана Писарева. Подошел к своим, разговорились, познакомились. Оказалось, это моряки. Судно немецкое, но экипаж на нем русско-украинский. Курсирует их посудина меж Филиппинами и Тайванем, перевозя ананасовый сок. Пригласили тут же моряки Ивана к себе на корабль. И, заглянув в свою филиппинскую семью, буквально-таки помчался он в гости. «Филиппинская мама» приготовила к Рождеству огромный пирог, отполовинила его Ивану для подарка.

У трапа моряк пытался объясниться с молодым посетителем по-английски. Раз по-английски - и Иван с ним по-английски. Да только моряк владел чужеземным речением гораздо хуже, чем школьник Ваня Писарев. Мекал, бекал... Призвал по микрофону кого-то себе в помощь: «Михалыч, тут какой-то хрен, никак понять не могу, чего ему надо». А когда подтянулся и Михалыч, моряк даже обиделся, услышав, что Иван говорит по-русски...

Сначала Иван шел по судну четко за Михалычем, но почувствовав запах родимого печеного хлеба (сколько уже не слышал!), как сомнамбула, пошел на него. Вышел в столовую, Михалыч появился вслед за ним... Встреча была теплой, наелся Иван русской пищи до отвала, и хлеба - никакого не рисового, нашего, пшеничного. А матросов угостил пирогом, сказал: «От мамы». Они не поняли, шушукались: «Ты посмотри, из России прислала...»

«Поднебесная империя шагает семимильными шагами...»

Побывал Иван и в Южной Корее, в Японии. Но это так, ознакомительно, по приглашению Ротари-клуба или по пути на Филиппины. В Китай же Иван Писарев, не дожидаясь, пока дойдет дело до китайского языка по программе в ВИМО, отправился по своему личному проекту в 1999-м, в город Яньцзи. Помог ему осуществить задуманное некто Александр Давыдов, предприниматель из Китая, занимающийся в Артеме выращиванием овощей в теплицах. У него есть и китайское имя - Пяо Шен Тье, отец Давыдова был русским, мать - кореянка. Так что кто он по национальности, сказать трудно. Во всяком случае помог Ивану Давыдов-Пяо крепко, и прежде всего с жильем в Яньцзи. Все лето Иван Писарев изучал китайский и давал сам уроки английского и русского языков. Работал-учился напряженно, буквально до изнеможения.

Месяц летом пробыл он в Яньцзи и в минувшем году, преподавал по приглашению в частном лингвистическом институте. Ну а осенью, как уже рассказывалось выше, месяц провел на съемках телесериала в Даляне.

Китай Иван полюбил всей душой. Причем считает, что это единственная страна из тех, где он побывал, в которой, в свою очередь, по-настоящему любят русских (несмотря на то, что был период неприязненных отношений). Бывая в последнее время в Китае регулярно, русский студент не мог не отметить масштабность, стремительность преобразований в этой стране. Шагает Поднебесная империя действительно семимильными шагами.

Уже на грузопассажирском переходе Краскино - Хуньчунь, который он всякий раз пересекает, и то заметно: с нашей стороны никаких изменений, а с китайской - обязательно вырастает какое-нибудь новое здание. И вообще темпы развития нашего соседа по АТР, можно сказать, двойные. Приходят даже мысли: уж не будущий ли это гегемон мира? Была Америка, а теперь станет... не Китай ли?

На третьем курсе своего института Иван Писарев изучает и японский язык. Но это уже по программе. А так на счету у него английский, висайский (Филиппины), китайский. И знание языков - дело перспективное (международные связи постоянно расширяются), уверен он. Это ему обязательно пригодится для той профессии, что он выбрал. Как и доскональное знание компьютера. По-прежнему живет он весьма напряженной жизнью, порой дни его расписаны буквально по минутам. Кроме учебы много занимается ротарианской и вообще общественной деятельностью. В Москве ему удалось выиграть грант по линии фонда Сороса, и теперь в планах - открытие клуба при ДВГУ «Парламентские дебаты». В нем студенты будут постигать основы ораторского искусства и парламентского мастерства. Что ж, дальнейших успехов тебе, новый русский студент!

Автор: Михаил МАТВЕЕВ, «Владивосток»