ЧП в Японском море

Очередное чрезвычайное происшествие случилось в начале этой недели в северной части Японского моря. Почему очередное - об этом чуть ниже, а вначале – те подробности, которые удалось выяснить корреспондентам “В” к моменту подписания этого номера газеты в печать.

22 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №934 от 22 февр. 2001
Очередное чрезвычайное происшествие случилось в начале этой недели в северной части Японского моря. Почему очередное - об этом чуть ниже, а вначале – те подробности, которые удалось выяснить корреспондентам “В” к моменту подписания этого номера газеты в печать.

Во вторник, 20 февраля, патрульным кораблем морских сил ТОРУ ФПС (Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы РФ) у северного побережья Приморья недалеко от мыса Золотого, приблизительно в 70 милях от берега был обнаружен рыболовный траулер, лежащий в дрейфе. По типовым обводам судна пограничники визуально определили, что траулер этот японской постройки, однако принадлежит скорее всего российскому судовладельцу. Последнее предположение было сделано по тому, как был уложен такелаж, и некоторым другим приметам.

Как только патрульный корабль пошел на сближение с “рыбаком”, последний стремительно набрал ход и стал удаляться в сторону открытого моря. Началось преследование. Имеющий большую скорость траулер постепенно наращивал дистанцию отрыва. Тогда на подмогу преследователям направился еще один патрульный корабль, ПСКР (имеющий высокую скорость), а в воздух из Южно-Сахалинска поднялся самолет пограничной авиации “Ан-27”. Вскоре летчикам удалось обнаружить рыболовное судно пепельного цвета, на котором были тщательно укрыты номера и другие опознавательные знаки. В эфир полетели продублированные на разных языках команды немедленно остановиться. Однако траулер упорно продолжал держать курс в направлении японских территориальных вод (12-мильная зона). Зайдя перпендикулярно ходу “рыбака”, летчики несколько раз дали очереди из автоматической скорострельной пушки по курсу движения судна. Но добились только того, что траулер начал маневрировать.

Вскоре к преследованию вплотную подключился скоростной ПСКР. Характерно – к этому моменту на гафеле траулера уже развевался японский флаг. Впрочем, о принадлежности “рыбака” это ничего не говорило – при входе в японские терводы любое судно должно поднимать флаг Страны восходящего солнца. С ПСКРа тоже ударили по курсу и вдоль борта траулера-нарушителя из скорострельной пушки и попытались высадить досмотровую группу, однако “рыбак” начал опасно маневрировать, создавая вполне реальную угрозу для жизни и своего экипажа, и экипажа пограничного корабля. При этом траулер все ближе подходил к японским территориальным водам, где преследование нашими кораблями уже невозможно. Рассказавший об этом корреспонденту “В” начальник отдела морской охраны ТОРУ ФПС контр-адмирал Сергей Мажирин добавил, что в ответ на радиокоманды остановиться с траулера неслись в эфир вполне русская площадная брань и угрозы в адрес преследователей.

При таком развитии событий командование ТОРУ ФПС вышло при содействии генерального консульства Японии во Владивостоке на прямой контакт с командованием японского управления безопасности на море (УБМ). И вскоре по распоряжению из Отару (о. Хоккайдо), где расположен штаб 1-го района УБМ Японии, навстречу траулеру-беглецу вышли четыре патрульных корабля, а в воздух поднялся истребитель патрульной авиации. Сообщается, что истребитель несколько раз прошел над судном на высоте 100 метров. В 23.00 по токийскому времени траулер пересек японскую государственную границу и практически в тот же момент был задержан одним из патрульных кораблей УБМ Японии.

При задержании выяснилось, что рыболовное судно приписано к порту Зарубино (Хасанский район Приморья) и принадлежит ООО “Клемена”, зарегистрированному во Владивостоке. Официальное название – СТМ-17. Капитан траулера – Сергей Степанов.

Вчера в 6 часов утра по местному времени судно было отконвоировано в японский порт Вакканай, что на самом северо-востоке Хоккайдо. И почти сразу на его борту началась проверка силами сотрудников таможни и УБМ Японии – в первую очередь на предмет наличия на борту оружия и наркотиков. Предполагается, что если по этой части все окажется “чисто” (а так оно скорее всего и будет), траулер-нарушитель будет вместе с экипажем передан российской стороне для последующего разбирательства.

К слову, как заметил в беседе с корреспондентом “В” контр-адмирал Сергей Мажирин, “наши силы сосредоточены на кромке территориальных вод Японии…”.

Японские газеты, которые во вчерашних утренних выпусках активно комментируют произошедшее, отмечают (“Иомиури”), что СТМ-17 и ранее неоднократно заходил в японские порты, а “Хоккайдо симбун” приводит мнение крупных рыбопромышленников с этого острова, которые говорят, что в последнее время резко участились случаи, когда российские суда сдают в японских портах улов морских ежей и крабов, добытых браконьерским путем. Кстати, по информации, которую корреспондент “В” получил от информированного источника непосредственно в Вакканае, именно СТМ-17 уже в наступившем году трижды заходил в этот порт: 16 января сдано 10 тонн краба, 23 января - 13,5 тонны, 29 января - 10 тонн. Каждый раз это был камчатский краб.

Вчера же в здании управления ТОРУ ФПС состоялась беспрецедентная пресс-конференция, в которой впервые приняли совместное участие генеральный консул Японии во Владивостоке Есихиса Курода и 1-й заместитель начальника ТОРУ ФПС генерал-лейтенант Микаэл Оганесян. Представитель российского командования выразил глубокую благодарность японской стороне за оперативное и эффективное сотрудничество. Генеральный консул Японии в свою очередь подчеркнул готовность к подобному сотрудничеству и впредь.

Мы попытались вчера связаться с руководством владивостокской компании “Клемена”. Понятное дело, разговаривать с нами отказались. Полагаем тем не менее, что руководству “Клемены” придется рано или поздно обнародовать свою позицию.

А теперь вернемся к началу этого материала: почему случившееся ЧП мы называем очередным? Да потому, что не далее как неделю назад в той же самой точке – у северо-восточного побережья Хоккайдо - два российских стратегических бомбардировщика “Ту-22М” в ходе учений дважды нарушили (по версии японской стороны) воздушное пространство Японии. Тот инцидент закончился дипломатическим демаршем Японии в адрес России. Последнее же происшествие, к счастью, показывает, что в отношениях между нашими странами возможны не только жесткость и настороженность, но и вполне эффективное и взаимовыгодное сотрудничество.

Автор: Федор ГУРКО, Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"