Поговорим о здоровье

Под таким названием прошла в нашей газете “Прямая линия” – на вопросы читателей отвечал главный врач краевой клинической больницы Юрий Абрамович СЕЛЮТИН.

16 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №931 от 16 февр. 2001
Под таким названием прошла в нашей газете “Прямая линия” – на вопросы читателей отвечал главный врач краевой клинической больницы Юрий Абрамович СЕЛЮТИН.

Здоровье – это самое дорогое, что у нас есть. Раньше говорили, что его ни за какие деньги не купишь. Теперь мы знаем, сколько стоит победа над болезнью, и еще сильнее, чем прежде, хотим оставаться здоровыми. Но недуги наваливаются, не спрашивая нашего согласия. Каждый воспринимает свою болезнь как исключительную. Кажется, что его страдания несравнимы с чужими. Однако вопросы, поступившие на “Прямую линию”, часто повторяли друг друга. Поэтому для удобства читателей пришлось одни объединить, другие расширить, убрав личные детали. Некоторых звонивших Юрий Абрамович пригласил прийти в больницу.

Дела сердечные

- Юрий Абрамович, в прессе прошли сообщения, что вы получили новую аппаратуру для диагностики заболеваний сердца. Но всем известно, что наше здравоохранение предельно обнищало в последнее время. Возникает сомнение – не устаревшую ли технику вам подсунули? Или, может, “бэушную”?

- Это новое, не бывшее в употреблении оборудование. Установлены и начали функционировать самые последние модели. Теперь мы можем проводить диагностику заболеваний всех сосудов человеческого организма, но главное – коронарокардиографию, то есть исследование магистральных сосудов и сердца, и в дальнейшем планировать оперативное лечение. До сих пор нам приходилось отправлять пациентов в Новосибирск или Москву. Стоимость лечения в центральных клиниках и транспортные расходы ложились тяжелым бременем и на больных, и на администрацию края. Нуждаются же в такой помощи тысячи людей. Сейчас ситуация изменилась – на средства краевого бюджета закуплено самое современное оборудование. А сконцентрировать ресурсы для его покупки и организовать службу кардиологии и кардиохирургии на базе нашей больницы помогла “Кардиологическая программа”, подписанная губернатором в 95-м году. Так что ваши сомнения по поводу новой аппаратуры беспочвенны.

- Какие операции вы сможете теперь делать и когда начнете? Есть ли у вас для этого хорошие специалисты?

- После того как мы подберем 25-30 больных, то есть полностью их обследуем и проведем кардиографию, к нам приедут специалисты из центральных клиник, имена которых всем известны – Акчурин, Шабалкин...… Они будут проводить операции вместе с нашими хирургами. После них прибудут американские врачи, которые, кстати, будут работать безвозмездно и привезут с собой дополнительное оборудование. Договор с ними уже подписан. И только после этого наши кардиохирурги, уже прошедшие стажировку в центральных клиниках нашей страны и за рубежом, начнут оперировать самостоятельно. В год у нас будет проводиться до ста операций. На первом этапе это будет в основном аортокоронарное шунтирование, о котором все уже наслышаны, в дальнейшем мы будем делать и другие виды операций. По крайней мере уже сейчас наши специалисты делают операции на крупных магистральных сосудах, занимаются их протезированием. Такие работы проводятся вот уже три года.

- Может ли ветеран труда, живущий во Владивостоке, попасть не в городскую, а в краевую больницу для обследования сердца?

- В каком бы уголке Приморья человек ни жил, он может стать нашим пациентом. Но для этой диагностики есть определенные противопоказания, не всем такое обследование можно проводить. Поэтому сначала необходимо прийти на консультацию в нашу поликлинику. Вас осмотрят, амбулаторно сделают некоторые анализы.

Наше новое оборудование очень дорогое. Возможно, первые обследования мы будем проводить бесплатно. В дальнейшем все же придется платить за видеокассету и контрастное вещество. Однако по сравнению со стоимостью обследования это мизерные затраты. Ну а для ветеранов и инвалидов конечно же будут предусмотрены льготы.

У меня такой вопрос…

- Юрий Абрамович, скажите, существуют ли новые методы лечения рассеянного склероза? Могут ли мне помочь в вашей больнице?

- К сожалению, рассеянный склероз – сложное, серьезное заболевание. Его лечат одинаково и в центральных клиниках, и у нас. Правда, за рубежом появились новые возможности, но нам они пока недоступны. Невропатологи краевой больницы могут дать квалифицированную консультацию, назначить лечение. Приходите.

- У меня к вам, Юрий Абрамович, вопрос щепетильный. Даже не знаю, как сказать…

- Раз позвонили, значит, для вас проблема серьезная. Не стесняйтесь.

- У меня стула нет, ничто не помогает.

- Для того чтобы вам помочь, необходимо выяснить причину. Может быть, это результат заболевания кишечника, может быть – опухоли, а может – травмы. Без выяснения причин никаких рекомендаций, к сожалению, дать не могу. Приходите, пожалуйста, на прием к нашим специалистам.

- Главный врач? Скажите, хотя бы в вашей больнице есть настоящие онкологи-гинекологи? А если есть, как к ним попасть?

- У нас работают очень квалифицированные гинекологи, которые занимаются и онкологическими проблемами. Наша больница краевая, то есть является главной в Приморье, и мы оказываем консультационно-лечебную помощь любому пациенту, независимо от места его проживания. Приходите в нашу поликлинику в любой день, кроме субботы и воскресенья, запишитесь на прием. Только не забудьте медицинский полис и документ, удостоверяющий личность.

- Скажите, а у вас делают бесшовные операции?

- Вы, наверное, имеете в виду эндоскопические. Такие операции мы делаем уже достаточно давно, но буквально на днях у нас организован учебный научно-методический центр эндовидеохирургии. В нем теперь будут проходить обучение врачи, а любой пациент сможет получить консультацию. Недавно мы получили самое современное оборудование для этих целей. Конечно, каждая операция обусловлена индивидуальными показаниями, но если есть выбор, лучше сделать операцию, которую вы назвали бесшовной. При ней действительно делаются совсем маленькие разрезы, через три дня пациент уже может уйти домой. Это выгодно и больному, и больнице. Правда, очередь на такую операцию сейчас две-три недели – много желающих. И небольшую сумму приходится доплачивать больному. Но цены вполне доступные.

“Люксов” не было и нет

- Здравствуйте, Юрий Абрамович. Пенсионер вас беспокоит, ветеран труда. Помнится, много лет назад лежал я в вашей больнице. Должен сказать, условия были достаточно скверные, в палатах по 10 человек. Оно и понятно, больница-то еще при царе Горохе построена. Теперь хоть что-то изменилось? Все-таки XXI век на дворе.

- Давненько, похоже, вы у нас не были. Думаю, лет 25 как у нас нет больших палат. Например, в новом хирургическом корпусе, который построен 12 лет назад, только трех-, четырех- и пятиместные палаты. Есть и двухместные. Пациентов кладут туда в зависимости от диагноза и тяжести заболевания. В старых корпусах, построенных больше ста лет назад, тоже условия неплохие. Например, в глазном отделении трехместные палаты, как, впрочем, и в кардиологическом. Пока еще не решены все вопросы в травматологии и невропатологии. Но у нас есть улучшенно-сервисные палаты. Их, правда, немного, и они платные, но цены сравнительно низкие.

- Вот-вот, говорят, начальство в “люксах” лежит.

- Поверьте, нет у нас “люксов”. Мне уже не раз приходилось слышать, что руководители города и края, первые лица и их заместители лечатся в особых условиях. Ну нет у нас в палатах ни ковров, ни хрустальных люстр. Если не верите, можете прийти – я вам сам все покажу. Да, есть улучшенные палаты на одного или двух человек с телевизором, холодильником и телефоном, есть даже двухкомнатные. В них лежат все, кто может за свое пребывание в больнице заплатить как за гостиницу – от 250 до 500 рублей в сутки. Однако и при этом сердечника мы не положим в одноместную палату – при этом заболевании человеку одному находиться не разрешается.

- Ну, те, у кого деньги есть, многое могут себе позволить. А почему простые смертные, приходя с медицинским полисом, должны еще за все из своего кармана платить?

- Постарайтесь понять, что сейчас баснословно выросли цены буквально на все. Даже с учетом того, что из Фонда обязательного медицинского страхования мы получаем почти 100 процентов положенных сумм, этих денег нам все равно не хватает. Хорошо, если лечение несложное и пациент проводит у нас несколько дней. А если цена одного препарата, необходимого больному на три дня, превышает четыре тысячи рублей? Денег, естественно, не хватает. Поэтому мы и просим пациентов вносить недостающую сумму в кассу больницы. И это я хочу подчеркнуть особо – именно в кассу. Некоторые приносят медикаменты с собой. Но врач не в состоянии проконтролировать каждую таблетку, проверить срок ее годности, сертификат же качества, как правило, отсутствует. Медицинский работник не имеет права использовать такие препараты, он несет за это юридическую ответственность. Да и больной может пострадать. Поэтому проще заключить договор с больницей: мы дадим квитанцию, отчитаемся за каждую копейку. Все вопросы можно решить грамотно, спокойно и в пределах разумных цен.

- Юрий Абрамович, я медсестра. Пенсионерка, но сил достаточно. Хотелось бы еще поработать. Однако говорят, что оклады в вашей больнице совсем уж мизерные. Это правда? А если нет, то нужны ли вам работники?

- К сожалению, дефицит кадров у нас есть. Медсестры и санитарки очень нужны. Конечно, по сравнению с прожиточным минимумом и нынешними ценами зарплата невелика, но она не меньше, чем в других медицинских учреждениях. Приходите, будем разговаривать индивидуально. Миллионы не обещаю, но некоторые наши сестры зарабатывают больше врачей. Это зависит от стажа, категории, от объема работы, количества дежурств. Заработать может каждый, если захочет. Так что ждем.

- Здравствуйте! Вот вы главный врач, хорошо во всем разбираетесь. А как быть тем, кто ничего не понимает в медицине? Врач выписывает одно, в аптеке предлагают другое – говорят, это то же, только с другим названием. Но почему я им должна верить?

- Вы знаете, мы уже давно об этом подумали и три года назад организовали при своей больнице центр клинической фармакологии и фарматехнической информации. Любой житель Приморья может узнать здесь все об интересующем его лекарстве, получить полную информацию. Позвонив по телефону 251-288, вы можете поговорить с грамотным специалистом, оставить свой вопрос на факсе или автоответчике. Ответ получите или по телефону, или письменно. Причем бесплатно. Хочу сказать, что в России всего пять таких центров, и наш – один из лучших.

- Ну спасибо вам за заботу. Здоровья вам и вашим сотрудникам.

- И вам тоже здоровья.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, Вячеслав Воякин (фото), "Владивосток"