Красна школа пирогами

Тетя Валя с тетей Олесей, как зовет детвора во владивостокской 46-й школе хозяек столовой, уехали как-то на денек навестить больного родственника. Какая учеба, когда кухня заперта и оттуда не тянет живым духом пирогов. Пришлось признать режим чрезвычайного положения и сократить уроки до 30 минут.

16 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №931 от 16 февр. 2001
Тетя Валя с тетей Олесей, как зовет детвора во владивостокской 46-й школе хозяек столовой, уехали как-то на денек навестить больного родственника. Какая учеба, когда кухня заперта и оттуда не тянет живым духом пирогов. Пришлось признать режим чрезвычайного положения и сократить уроки до 30 минут.

Но сестры “подводят” вот так очень редко. Занятия начинаются в половине девятого, а уже с восьми можно позавтракать, если дома не успел или просто не наелся.

- В субботу в школе трубы будут менять, можно было бы не приходить, - рассуждает Валентина Викторовна, продолжая колдовать над стряпней, - на улице холодно, да еще всех оставить без горячего чая? Жалко.

Дома кухня каждого из нас тянет как магнитом – лишь бы было что-то вкусное. А почему по-другому нужно воспринимать школу, если мы хотим, чтобы дети чувствовали себя здесь комфортно и она не угнетала их казенщиной? В 46-й столовая работает, пока не уйдет последний ребенок – до самого вечера. Занимаются спортивные классы, спортсменам и их тренерам тоже подкрепиться не помешает. Да и учителя, пропадающие в классах днями напролет, не остаются голодными. Можно полноценно пообедать с первым, вторым и третьим или побаловать себя аппетитной булочкой да сытным пирожком.

- Больше всего в нашей столовой нам нравятся пирожные, - признаются старшеклассницы, заглянувшие сюда на перемене. Их пока не пугают лишние калории. А мальчишки больше налегают на пироги. Многие из них успевают завернуть на притягательный запах из кухни чуть ли не перед каждым уроком.

- Надо знать психологию детей, - делится своими секретами, наработанными почти за четверть века в этом неугомонном окружении, Валентина Тибилова, которая вместе с сестрой за повариху и кулинара, да еще и заведующая производством, бухгалтер и главный тут распорядитель по хозяйству. – Если раздача пустая и на ней красуются один-два пирожка, пусть самых расчудесных, носом покрутят и убегут: “Есть нечего!”. Обязательно должен быть выбор и разнообразие. Вот у нас сегодня и ватрушки, и булочки, и всевозможные пирожки – открытые, закрытые, цветочком, пальчиками, как их дети называют. Начинка тоже разная: курага, творог, капуста, повидло, соевое мясо – все, что есть под рукой. Бывает, чувствую, что любимое еще недавно лакомство детям начинает надоедать – расстаюсь без сожаления. Не хотите сосиску в тесте, ешьте бутерброд с сосиской и сыром, не любите запеканки – никто и не навязывает. Я никогда не стараюсь пичкать детей тем, чего они не любят, пусть выбирают по своему вкусу. Да еще стряпню надо преподнести красиво, тогда она с аппетитом будет съедена. Хорошо запомнила, как моя бабушка приговаривала: “Тот же борщ, да в новой миске”. Приходится фантазировать.

- Валентина Викторовна, в среднем обед у вас обходится в 8-10 рублей, а для детей из малообеспеченных семей городской бюджет выделяет в день и того меньше – 7 рублей. Как вы умудряетесь вкладываться в такую сумму?

- Помогают мои бухгалтерские навыки. Сижу, подсчитываю, и опять же – фантазирую, чтобы и вкусно получилось, и перерасхода не было.

Но все-таки главное не в калькуляции. Валентина Викторовна терпеть не может халтуру и обожает детей. Хотела по молодости стать учительницей, вот так мечта отчасти и сбылась, нашла свою судьбу в школе. Правда, приходит сюда она еще раньше, чем учителя – в пять утра, но так уж привыкла с тех времен, когда только начинала работать поваром. Она как заботливая неугомонная хозяйка старается угодить всей своей семье. Школа по городским меркам маленькая – 550 детей, но ведь и кашеварить приходится всего лишь вдвоем. Суеты хватает на весь день. Не успеют разделать дрожжевое тесто, берутся за песочное, готовят салаты да котлеты, приправляя блюда своей положительной энергетикой.

Вот и тянется ребятня поесть стайками, а то и целыми классами. Родители не дают деньги на столовую, когда невкусно и некачественно. А когда по-домашнему, да еще недорого, то это и для семьи хорошее подспорье. Неудивительно, что в школе почти никто из ребят и учителей не выпадает из поля зрения тети Вали с тетей Олесей.

И это – исключительный пример для системы школьного питания во Владивостоке. К великому сожалению. Чаще школьные столовые мало чем отличаются от традиционных общепитовских заведений, куда нет никакого желания идти обедать. И таким образом семьи просто остаются один на один со своими ежедневными проблемами, как накормить ребенка, пока родители на работе, как вложиться в скудный семейный бюджет, чтобы умудриться приготовить ему с собой бутерброд или булочку.

Автор: Надежда БРАЖИНА, Василий Федорченко (фото), "Владивосток"